5 февраля Церковь отмечает память святителя Павлина Милостивого. С его именем связывают появление церковных колоколов и колокольного звона в Европе. В России, куда колокола пришли вместе с христианством, искусство колокольного звона приобрело со временем свои специфические особенности.

Святой Павлин Милостивый жил в V веке. Он получил хорошее образование, уже в 20 лет стал сенатором, а немногим позже проконсулом области Кампания в Италии. Впоследствии ради служения Богу и ближним святой решил отказаться от государственной карьеры: он принял священный сан, а затем был возведен в архиерейское достоинство и стал епископом г. Нолы. Святителя Павлина назвали милостивым из-за его щедрости: он всегда помогал нищим и сиротам. Однажды ему пришлось даже отдать себя в плен варварам в обмен на сына одной вдовицы.

Кто придумал колокола,  как они выглядят и по каким правилам в них звонят

Но святой известен не только своей добротой. Предание считает его изобретателем, а город Нолу — родиной церковного колокольного звона. По легенде, однажды Павлин увидел во сне поле, на котором росли колокольчики. Когда епископ сорвал колокольчик, тот зазвенел, после чего раздался голос: «и ты сделай так». Наутро Павлин повелел отлить колокол в форме цветка. Так было положено начало традиции колокольного звона в Европе.

Колокольный звон на Руси

С принятием Русью христианства колокола появились и в русских храмах: первое упоминание о колокольном звоне датируется 1066 годом, а первый колокол, отлитый русскими мастерами, относится к 1259 году.

В современной Русской Церкви существует традиция колокольного звона с помощью удара язычком колокола по корпусу, что отличается от звона в других православных Поместных Церквях и на Западе, где раскачивают не язык, а сам колокол. Однако такая манера получила распространение в России лишь в XVII веке. Раньше в русских храмах колокола тоже раскачивали. Такие колокола называли «очéпными» от «óчеп» — шест с веревкой на конце, с помощью которого колокол приводили в движение.

Как звонят в колокола

Колокольный звон совершается в храмах по особому уставу, который регламентирует количество ударов в колокол и продолжительность звона.

Всего существует три основных вида колокольного звона:

  • Благовест — размеренные удары в самый большой колокол в праздничные и воскресные дни и в другие большие колокола, но меньшего размера, если служба совершается в будни. Чем значительнее праздник, тем больше колокол и количество ударов. Меньше всего колокольного звона в Великий пост. Есть даже понятие «колокольный пост», это период с Великого четверга до Пасхи, когда колокола по уставу вообще не должны звучать (исключение — крестный ход с Плащаницей).
  • Трезвон — звон в несколько колоколов или во все колокола (в зависимости от праздника), который совершается перед началом и после окончания праздничного богослужения. По уставу трезвон также должен совершаться во время полиелея* (СНОСКА* Полиелей — торжественная часть всенощного бдения или праздничной утрени), однако на практике это почти нигде не выполняется.
  • Перебор и перезвон — погребальный колокольный звон. Его можно услышать во время крестного хода с Плащаницей, а также во время выноса креста и погребения. Перебор осуществляется поочередным ударом во все колокола от малого до большого.

Какие бывают колокола

Церковные колокола подразделяются на три группы:

  • Благовестники: самые большие колокола, берут свое название от слова благовест — колокольный звон перед началом богослужения. Обычно количество таких колоколов на звоннице составляет от 1 до 3.
  • Средние, или подзвонные: колокола средних размеров, с помощью которых осуществляется трезвон. Численность подзвонных колоколов варьируется от 2 до 6.
  • Зазвонные: маленькие колокола, обычно их бывает 2–3 штуки.

Читайте также:

Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил

0
17
Сохранить
Поделиться: