
В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.
Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении? На эти вопросы и не только отвечает иерей Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Зачем нужны мощи?
Подробно об этом советуем прочесть в нашей публикации по ссылке. А тут кратко напомним. Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (см. 4Цар 13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.
Церковь непреклонно утверждает — Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей — человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение — литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо — в мощах в алтаре на святом престоле.
Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи — это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением — за такого человека начинают усиленно молиться.
Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «...И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.
Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.
Когда началась традиция разделения мощей?
Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они — Т. С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.
Существует ли порядок перенесения мощей?
Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.
Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них — перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле — это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, — Маттео, — увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно — домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции — в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).
Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью — так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа — около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология — совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа — семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.
Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.
Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей
Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962-1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.
Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки — мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.
Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.
PS. После публикации статьи мы получили еще несколько вопросов от читателей о почитании мощей. На два самых частых из них отвечает священник Евгений Мурзин.
«Как почитание мощей допускает их дробление на кусочки. Где же тут почтение, когда тело святого разделяют на многие мелкие части?»
Тут важно понимать, что, почитая мощи того или иного святого, мы сосредотачиваем свое молитвенное внимание не на них, а на личности, которой они принадлежат. Можно провести аналогию с почитанием икон — верующие молятся не иконам, а обращаются к тем, кто на них изображен. При таком понимании нет ничего странного в том, чтобы разделить на части нечто, принадлежавшее святому, будь то его одежда, или тело. Благоговейно прикладываясь к частице мощей святого, мы мысленно и телесно прикасаемся к самому угоднику Божию, нетленные останки которого приобщают нас к пребывающей в них полноте божественной благодати.
«А что же будет с мощами святого, разделенными на многие мелкие части, во время всеобщего воскресения? Как же тогда святой воскреснет в своем теле?»
В православной традиции считается, что восстановление усопших произойдет в тождественных нам по существу, но при этом в преображенных телах — по образу тела воскресшего Христа. Новые воскресшие тела будут духовными, нетленными, непричастными телесным немощам и потребностям, обладающими гораздо большей свободой в отношении физических законов, чем наши нынешние грубые и материальные тела.
Мы верим, что Господь чудесным образом восстановит тела людей, живших в этом мире, начиная с Адама и Евы. Восстановит из праха, даже в том случае, если сами физические тела уже давно распались на атомы. Как восклицал в свое время праведный Иов: я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов. 19:25–27). В этом смысле разделение тела святого человека на мощи тем более не является препятствием для воскресения.
На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.
Согласна с автором, сказавшим, что разговор идет сам по себе, а не среди людей, читавшими статью. Ухватили,видимо, пару абзацев, без начала и конца. Одна пишет, что это и отталкивает ее от церкви, но дальше по тексту видно, что человечек не очень похож на верующего. Можно верить и любить Бога и без мощей, раз уж ее это претыкает.
А захоронить в одном месте святого - отдать его жителям этого города а остальных лишить возможности получить благодать. Вы что, правда считаете, что в нашей России живут люди, имеющие средства разъезжать по городам и время на это? Иная бабушка еле доплетется до храма где-то рядом. В нашем городе есть частица мощей Матроны Московской, это радость, я хожу к ней в трудных ситуациях, ей раз в неделю читается акафист у мощей, а так можно прийти, когда нужна помощь и совет, Да , представьте и совет.
Кстати, вы прочитали в статье про святого, гроба которого через много времени поднялся из могилы с его телом? Значит, он хотел этого, а не быть захроненным. К тому же, это редчайший случай, когда тело, чаще всего- это кости.
Надеяться монотеист должен только на единого бога, а не на людей, тем более которых святыми провозгласили другие люди. Как бы не пытались приукрасить и оправдать эту традицию, Иисус как истинный иудей, был против прикосновений и служения мертвым телам!
Две фразы из статьи:
"Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, "
"Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу..."
Вдумайтесь в смысл. Чушь какая-то. Христос воскрес телесно, а его тело раздробляет священник.
Можно сделать аккуратную могилку святых и ездить к ним молиться. Как к родственникам на могилку. И это будет, по моему, правильнее, чем разделывать тела...
Почему нельзя не разделывать тела святых, а взять и похоронить их в землю, в особом месте, сделать аккуратную ухоженную могилку с крестом, и сделать это местом паломничества? Чтобы люди туда приходили и молились святым (не телам святых, а именно личностям святых). К примеру, как люди ездят на могилку к родственникам и разговаривают с ними, в этом же нет ничего аморального?
Так зачем по частям разделывать тела умерших? Вот это, по моему, аморально.
Вещи ещё ладно, можно из части вещи сделать "мощи", но тело пилить...ужасно
Вы правы. Но традиции дело консервативное ) И пока высшие иерархи не задумаются о реформах, остальные "подчиненные" будут продолжать находить кучу оправданий в Библии, в рассуждениях старинных старцев. Как только скажут что это не правильная традиция, тут же начнут делать упор на историю про то как бог запретил касаться мертвых, а эта фраза "мертвые пусть хоронят своих мертвецов" в одночасье превратиться в средство борьбы с поклонением мощам )
Да... вопрос интересный, иногда думаю о захоронении всех мощей с почестями тоже! Раскола не избежать, но как то не могу себе это представить... нет не захоронят!
Вот это то самое, которое отворачивает меня от храма. Как можно не предать земле тела достойных людей? После смерти издевательски расчленять их тела и возить по храмам???? Ленин в мавзолее - святые , вечно в пути...Одно и то же. Нужно всех захоронить по-человечески, а великую силу добывать праведными делами, спортом, закалкой, образованием и трудом.А, то бездельники приходят в храм , поклоняться
святому ребру и ждут бесплатного блага, денег и долгих лет жизни.
Вы правы.
Марина, традиция почитания святых мощей одна из древнейших в православном христианстве. Пожалуйста, не переписывайте историю православного христианства. Читайте литературу, учитесь. Нельзя же так... 🙁