Круги ада

Про «круги ада» как тяжелое испытание нередко говорят даже очень далекие от Церкви люди. При этом употребление фразеологизма и в таком бытовом значении напоминает о христианском представлении об устройстве мира: каждый из нас сам здесь и сейчас творит свое посмертное будущее. То, как человек на земле проходит через уготованные ему трудности и может ли не поддаться злобе, ненависти и другим губительным страстям, определяет его дальнейшую судьбу.

Что такое круги ада

Вряд ли кто-то сможет ответить на вопрос, что такое круги ада и существуют ли они вообще. Доподлинно никто не может знать, что испытывает душа в загробном мире. Принято считать, что вскоре после смерти происходит частный суд, определяющий, где душа будет ожидать Страшного суда. После него уже решится вечная посмертная участь для всех. Представления об этом верующие черпают из Священного Писания, в котором сказано, что грешники «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». И если вечное блаженство вопросов обычно не вызывает, то мучения стали поводом для множества фантазий. Именно поэтому появились и подробные описания, и детальные изображения тех казней, которые предполагаются за конкретные грехи, и даже целая система кругов ада.

Ад представляют часто как некое пространство, в которое попадают нераскаявшиеся грешники. И если никому не удастся их отмолить до конца времен, они останутся в нем навсегда. Только вряд ли для того, чтобы испытывать страдания, в этом их печальном последнем пристанище нужны щипцы, крюки, сковороды и прочие пыточные инструменты. Ад — это скорее внутреннее ощущение, от которого не получится избавиться уже никогда. Это досада от понимания совершенных ошибок и упущенных возможностей, главная из которых — возможность быть с Богом и в земной жизни, и после нее.

Круги ада по Данте

Подробно круги ада описал Данте в своей знаменитой «Божественной комедии» в первой четверти XIV века. Именно после этого закрепились представления об аде как о многоуровневой воронке, в которой обитают грешники. В своей попытке выстроить структуру ада католик Данте опирался не только на современную ему религиозную этику, но и на систему грехов и добродетелей античного философа Аристотеля. Средневековый итальянский мыслитель и поэт «расселяет» приверженцев тех или иных пороков на разных этажах ада — чем хуже их страсти, тем ближе они к самому центру воронки. Каждый следующий круг меньше и ужаснее предыдущего. Грешников стерегут и мучают мифические персонажи и всевозможные чудовища. Со 2-го по 5-й круги находятся грешники, чья вина заключается в несдержанности и злоупотреблении наслаждениями, а с 7-го по 9-й — те, кто творил бесчинства из ненависти и злобы. Отдельно в аду содержатся неверующие и отступники от веры. На самом дне ада расположено ледяное озеро, в которое вмерз сам дьявол.

Читайте также:

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

В «Божественной комедии» также описаны чистилище — место, где, как признала позже Католическая Церковь, грешники могут искупить свои злодеяния, и рай. На каждом круге ада и чистилища, а также на каждому уровне рая Данте встречает известных людей. Таким образом, «Божественная комедия» отражает не только религиозные представления об устройстве мира, но и общественно-политические взгляды поэта. Все описанное Данте — это художественный вымысел, частично совпадающий с взглядами католиков и сильно отличающийся от православной концепции. Тем не менее это цельное и масштабное произведение повлияло не только на мировую культуру, но и на религиозную мысль. Наиболее яркой и запоминающейся частью «Божественной комедии» остается именно «Ад», содержащий идею о 9 кругах.

1-й круг

1-й круг ада называется Лимб. Он предназначен для тех, кто не заслуживает мучений, но и в рай попасть не может. Здесь обитают некрещеные дети и добродетельные нехристиане. Оказавшиеся здесь испытывают безболезненную скорбь. Лимб — понятие из средневекового католического богословия. Впрочем, и древние отцы Церкви не отрицали возможность подобной загробной участи для людей, соблюдавших нравственный закон, но по той или иной причине не принявших крещение. Также можно предположить, что в каком-то похожем месте находились души ветхозаветных праведников до того, как Христос спустился в ад и освободил их.

В первый круг ада Данте помещает величайших героев, поэтов, мыслителей и ученых прошлого. Сторожит их Харон — лодочник-перевозчик из греческой мифологии.

2-й круг

2-й круг ада — это наказание за сладострастие и похоть. Изменников, блудников и всех, кто ставил на первое место плотскую страсть, здесь мучает «адский ветер» — крутит, истязает и швыряет о скалы. На втором круге ада грешников встречает царь Минос, согласно греческой мифологии, ставший одним из судей загробного мира. Взмахом своего хвоста он отправляет их на положенную им муку. На этом адском уровне Данте встречает не только цариц и героев, известных своими любовными историями. Здесь он также узнает трагическую историю пары знатных молодых людей, совсем недавно живших в Италии и пострадавших за свою запретную любовь.

3-й круг

3-й круг ада — для чревоугодников. Кто объедался и опивался при жизни, теперь утопает в смрадной жиже под непрекращающимся дождем и под злобный лай трехглавого пса Цербера, который охраняет грешников в третьем круге.

4-й круг

В 4-м круге ада толкают с места на место огромные валуны и сталкиваются в ссоре друг с другом скупцы и расточители, «кто недостойно тратил и копил». Мифический бог богатства Плутос, превращенный Данте в звероподобного демона, охраняет обитателей четвертого круга.

5-й круг

5-й круг ада — последнее пристанище гневливых и унывающих. Они возятся в грязных водах то ли реки, то ли болота Стикс. Через него грешников перевозит, а заодно и приглядывает за обитателями пятого круга мифический персонаж Флегий. Примечательно, что рассказывая о встрече с ним, поэт отмечает, как злится этот адский страж, что Данте со своим спутником Вергилием лишь гости в краю кромешного ужаса.

6-й круг

6-й круг ада предназначен для еретиков. Данте описывает, что отступники от истинного вероучения лежат в раскаленных могилах, в одних из которых зной меньше, в других — больше. Отсюда начинается путь к самым глубинам ада, поэтому проход к шестому кругу охраняют Фурии — божества ненависти в древнегреческой мифологии. В шестом круге проходит условная граница между верхним и нижним адом.

7-й круг

7-й круг ада — круг насилия. Его охраняет мифическое чудовище Минотавр. Седьмой круг состоит из трех поясов. В первом содержатся те, кто причинил зло другим, — разбойники, убийцы и известные правители-тираны. Они варятся в кипящей крови, а следят за ними кентавры. Во втором поясе — насильники над собой, то есть самоубийцы и причинявшие вред себе и своему достоянию. Первые обращены в деревья и их терзают гарпии, вторых мучают гончие псы. В третьем поясе в раскаленной пустыне под огненным градом маются совершившие насилие против Бога противоестественными действиями — богохульством, развратом и ростовщичеством.

8-й круг

8-й круг ада предназначен для обманщиков. Здесь помещены лицемеры, льстецы, взяточники, мошенники и все, кто с помощью хитрости получал выгоду. Восьмой круг состоит из Злых щелей. В первой рогатые бесы избивают плетями сводников и обольстителей. Во второй щели в нечистотах тонут льстецы. Всем телом закованные в камень так, что свободными остаются только голени и ступни, по которым гуляет пламя, в третьей щели расплачиваются за свои алчность и интриги высокопоставленные духовные лица. В четвертой пребывают гадатели и колдуны, перекрученные так, что лица их теперь всегда обращены назад. В пятой щели в кипящей смоле копошатся взяточники, а бесы тыкают их острыми баграми, когда им кажется, что кто-то недостаточно глубоко погряз в горячей липкой жиже. В следующей щели бродят лицемеры, облаченные в неподъемно тяжелые мантии. В седьмом рве змееподобные гады уничтожают воров, а они вновь и вновь превращаются в прах и восстанавливаются из него, чтобы продолжать терпеть мучения. В восьмой щели лукавые советчики заключены внутри огня, которым горят. В девятой бесы калечат и потрошат виновных в распрях и раздорах. Последняя, десятая, щель — для «поддельщиков» металлов и денег, людей (т. е. выдающих себя за других) и слов (т. е. лжецов и клеветников). Все они наказаны болезнями и бессилием.

9-й круг: самый страшный круг ада

Самый страшный, 9-й круг ада предназначен для предателей, то есть тех, кто обманул доверившихся им. Перед входом в него находится колодец мифических гигантов. Девятый круг разделен на пояса. Первый — Каинов — для тех, кто предал родных. Второй — для тех, кто подвел единомышленников и родину. В третий попадают предатели друзей и товарищей. Четвертый пояс — пристанище тех, кто непорядочно поступил со своими же благодетелями. Ниже этого уровня обитает сам Люцифер. Трехголовый «мучительной державы властелин» закован в лед, но при этом каждая из его страшных пастей терзает по грешнику. Здесь, на самом дне ада, мучимые самим дьяволом, по мнению Данте, находятся убийцы Юлия Цезаря Брут и Кассий, а также предавший Христа ученик Иуда Искриот — он страдает больше всех.

Таким «увидел» ад знаменитый средневековый поэт и мыслитель Данте Алигьери.

«Божественная комедия» — полное погружение в великую книгу вместе с православным монахом

Почему — комедия? Что в ней «божественного»? Стоит ли читать православному христианину о загробной жизни «фантазии» человека из католического мира? Разбираем эти вопросы вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) в Академии журнала «Фома».

В этом курсе мы предлагаем не сухой литературоведческий анализ сложной средневековой книги, а живой взгляд на произведение, которое обращает нас лицом к смерти. Memento mori — «Помни последняя твоя — и вовек не согрешишь» (Сир. 7: 39).

Круги ада по Библии

Круги ада в Библии не описаны. Представления о них сложились у верующих на основе нескольких упоминаний адских мучений, встречающихся в Священном Писании, а также размышлений философов (в том числе дохристианских) и богословов.

С одной стороны, теория об определенном количестве кругов связана с разными вариантами систематизации грехов. Так, например, еще Аристотель создал свою систему пороков и добродетелей. А христианские мыслители выделили семь (святитель Григорий Великий) или восемь (святитель Игнатий Брянчанинов) смертных страстей.

С другой стороны, источником для фантазий об устройстве загробного мира, вероятно, стали евангельские образы. Так Христос упоминает об аде как о месте, «где червь не умирает и огонь не угасает» и будет тьма, «плач и скрежет зубов».

Несмотря на то, что эти страшные метафоры говорят о муках души, народное сознание с первых веков христианства и до сих пор нередко дорисовывает котлы и сковородки, заполненные грешниками. Для каждой группы грехов — свое наказание, «своя сковорода», свой «этаж» ада.

Существует также миф, что руководит пыточным процессом и вообще хозяйничает в преисподней дьявол. На самом деле хотя ад — единственное место в созданном Господом мире, где ощущается полная богооставленность, он не принадлежит бесам. И падший ангел, пошедший против Бога, в аду тоже страдает — он обречен на вечную зависть, уязвленное самолюбие и бессильную злобу.

Так же и другие нераскаявшиеся грешники навсегда застревают среди тех грехов, которым они позволяли овладеть собой при жизни: ненависти и ожесточения, неудовлетворенности и недовольства, раздражения и жажды мести, уныния и отчаяния. Так и ходят эти души в аду по кругу от одной мучительной страсти к другой…

Круги ада: картины

Под впечатлением от «Божественной комедии» Данте многие выдающиеся мастера переносили описанные им круги ада на свои картины. Творческий замысел великого итальянского поэта и богослова был не раз переосмыслен и дополнен деталями. Создавались подробные карты, а Галилей даже попытался математически рассчитать размеры ада. Отдельные сюжеты и персонажи, обитающие на разных «этажах» подземелья, в разное время вдохновляли разных художников. В живописи и скульптуре не раз была запечатлена и романтизирована история любовников Паоло и Франчески. На других картинах Данте и сопровождающий его в аду римский поэт Вергилий с ужасом смотрят на борьбу и страдания обитателей этих страшных мест. Создавались и целые серии иллюстраций к тексту Данте.

Круги ада Боттичелли

Круги ада

Круги ада, изображенные Боттичелли в XV веке, — это лишь часть заказанных художнику иллюстраций к произведению Данте. Всего должно был быть как минимум 100 листов по числу глав, но до нас дошли 92, только 4 из которых раскрашены. Многие задумки мастера сохранились в виде эскизов. Так, к восьмому кругу ада Боттичелли создал более десяти рисунков, написав каждую из щелей, предназначенных для грешников.

Самая известная из этой серии работа итальянского мастера — «Карта ада». В соответствии с текстом «Божественной комедии» ад изображен здесь в виде воронки, на каждом новом витке в которой находятся люди, при жизни страдавшие теми или иными страстями. Так же, как «Карта ада», особняком стоит эскизное изображение трехголового Люцифера, пожирающего трех самых страшных грешников. Работы Боттичелли считаются самым точным художественным воспроизведением девяти кругов ада в соответствии с замыслом Данте.

Круги ада Босха

Круги ада
Семь смертных грехов и четыре последние вещи

В творчестве Босха круги ада не воспроизводятся в соответствии с текстом Данте, но тему загробной жизни нидерландский художник, живший в XV–XVI веках, затрагивал не один раз. Расплату за земные наслаждения он показал в мельчайших подробностях. Круги ада Босх не считает, но использует церковную систематизацию в своей знаменитой работе «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Среди «последних вещей» помимо смерти, Страшного суда и рая изображены и адские мучения. Ужас и хаос ада можно увидеть и на одной из створок триптиха Босха «Сад земных наслаждений». Эта часть называется «Музыкальный ад», так как по задумке живописца для пыток грешников в преисподней используются в том числе музыкальные инструменты. Многоэтажный ад изображен на одной из частей картины «Страшный суд». Изображая уродливых обитателей преисподней, огонь, пытки и страдания, Босх руководствовался не только современными ему представлениями, но и собственной фантазией, и результат получился действительно пугающий.

Круги ада Блейка

Существует легенда, что английский поэт и художник Уильям Блейк один из последних шиллингов потратил на карандаш, чтобы продолжать делать наброски по мотивам «Божественной комедии». Над этой серией он работал в 1826–1827 годах незадолго до смерти и не успел окончить задуманное. Через пятьсот лет после Данте он, с одной стороны, остался верен классическому тексту, а с другой — представил свой авторский взгляд на происходящее в загробном мире.

Круги ада Доре

Самыми известными и, по мнению многих, лучшими иллюстрациями к бессмертному произведению Данте стали работы Гюстава Доре. Круги ада он нарисовал в 1861 году, и тем самым показал себя состоявшимся мастером, готовым работать с такой сложной темой. К концу десятилетия он проиллюстрировал всю «Божественную комедию». При этом идея появилась у графика в 23 года, но даже когда он уже был тридцатилетним известным художником, ему не сразу удалось убедить издателя выделить средства: первый альбом с гравюрами, запечатлевшими круги ада, Доре выпустил за собственные деньги.

Читайте также:

14 картин к «Божественной комедии» Данте Алигьери

Круги ада Дали

Этот художник-сюрреалист известен многими своими запоминающимися работами, но далеко не все знают, что к дантовским кругам ада Дали тоже сделал иллюстрации. Акварели к «Божественной комедии» были созданы по заказу итальянского правительства в 1950-е годы. Это 102 листа, часть из которых посвящена аду.

Когда в середине 50-х некоторые произведения серии, выполненные в присущей Дали стилистике, были представлены зрителями, многие восприняли его интерпретацию негативно. Художнику пришлось пояснять, что он не пытался «романтизировать темные силы». А светлые тона и пестрые разводы, использованные художником, скорее дают возможность при ярком свете наблюдать весь адский вязкий ужас.

Что Православная Церковь говорит об аде

Православная Церковь, говоря об аде, не вдается в подробности и не дает описаний загробного мира в деталях. Иконописная традиция позволяет увидеть конкретные адские муки в изображениях Страшного суда, но нужно понимать, что все это — домыслы и фантазии. Еще один иконописный образ — огромная пасть чудовища, в которую отправляются грешники. Но чаще всего ад как таковой можно увидеть на иконе Воскресения Христова, когда Спаситель спускается в темное подземелье и разрушает его.

Здесь возникает закономерный вопрос: если ад был побежден Господом, почему он продолжает существовать? Дело в том, что после Искупительной Жертвы Христа ад перестал быть неизбежным посмертным местом обитания душ, но по-прежнему остается последним пристанищем для нераскаявшихся грешников. Бог открыл для людей выход из ада, но оставил свободный выбор. В аду оказываются именно те, кто до последнего не пожелал признать и принять Божию любовь. И адское пламя, в котором, как принято считать, страдают души грешников, — это не обжигающий и всепоглощающий земной огонь, а именно душевное мучение, которое даже в земной жизни иногда бывает тяжелее физической боли.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: дьявол убеждает, что нет геенны (то есть места вечных мучений) именно для того, чтобы «ввергнуть» в нее больше людей. Бог же, по слову святого, «угрожает геенною и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну». Неважно, сколько кругов находится в аду и предусмотрены ли в нем конкретные наказания за определенные проступки. Важно, что каждый из нас при жизни сам определяет для себя дальнейший путь и делает выбор между тьмой богооставленности и светом Божественной любви. Память об аде в любой интерпретации помогает отдаляться от действий, которые двигают человека в сторону страшной и затягивающей воронки грехов.

Читайте также:

«Божественная комедия» Данте: почему комедия, почему «божественная» и другие вопросы

4
35
Сохранить
Поделиться: