Святые бессребреники Косма и Дамиан: их было двое, четверо или шестеро?
14 ноября отмечается память святых врачей бессребреников, братьев Космы и Дамиана Асийских. Однако в церковном календаре есть несколько пар святых, живших в конце III века и носивших эти имена. Попробуем разобраться, кто есть кто.
Мнения историков о количестве святых с именами Косма и Дамиан разделяются. Одни говорят, что было три пары святых врачей: Асийские, Римские и Киликийские (или Аравийские — по месту происхождения), другие признают только две пары; наконец, есть ученые, которые уверены в исторической достоверности существования только Космы и Дамиана Киликийских.
Святые Косма и Дамиан Асийские (память 14 ноября)
Родина этих святых врачей — римская провинция Асия. Их отец был язычником, а мать Феодотия — христианкой. Рано овдовев, она смогла воспитать сыновей в вере Христовой. Предание не сохранило подробностей о том, как братья получили благодать исцелений, но свидетельствует, что, владея мастерством врачевания, они считали свое умение даром Божиим и потому не брали с пациентов платы за лечение.
Предание говорит, что они лечили не только людей, но и животных. Однажды они вылечили верблюда. Этот верблюд уже после кончины святых братьев помог почитателям Космы и Дамиана решить одну сложную задачу.
Однажды женщина, которую вылечили святые, попросила Дамиана, который категорически не хотел брать никакой платы, взять у нее хотя бы три яйца «во имя Святой Троицы». Услышав Имя Господне, Дамиан не смог отказаться. Однако Косма посчитал этот поступок нарушением обета бессребреничества. Она даже заповедал не хоронить брата рядом с ним.
И вот умер Косма, за ним Дамиан. Близкие сомневались: хоронить их рядом или порознь. Но произошло чудо: к собравшимся подошел верблюд, когда-то исцеленный братьями, и человеческим голосом сказал, что нужно положить братьев рядом, ибо дар, принятый Дамианом, был взят им ради Господа.
Святые Косма и Дамиан Римские (память 14 июля)
Святые Косма и Дамиан Римские именуются так по месту рождения (они родились неподалеку от Рима), а также потому, что в Риме они совершили свой мученический подвиг.
Братья занимались врачеванием, совершая это дело безвозмездно, во славу Божию. Многие из исцеленных ими принимали Крещение. Это, вероятно, привлекло внимание императора Карина (283–285). Братья были доставлены в Рим на допрос. Император заставлял их поклониться языческим богам, что тогда было знаком лояльности гражданина к власти, но Косма и Дамиан наотрез отказались и начали молиться. В это время, как говорит житие, Карина внезапно поразил недуг — искривление шеи. Император был поражен и исповедал Христа Богом, после чего тут же был исцелен Космой и Дамианом. Братья были отпущены и продолжили проповедовать и исцелять.
Убили их не по приказу властей. Их наставник, объятый завистью к успехам святых врачей, позвал обоих в горы якобы для сбора целебных трав и убил. Тела братьев он сбросил в реку, но позже верующие обрели их нетленными.
Святые Косма и Дамиан Аравийские (Киликийские) (память 30 октября)
Житие Космы и Дамиана, которые жили в Киликии (область в Малой Азии на территории современной Турции), мало говорит об их молодости, но подробно повествует о страданиях за Христа. В нем говорится, что правитель Лисий подверг их избиению, а затем велел бросить в море. Однако они не утонули: их спас Ангел. Вскоре они лично пришли к Лисию и свидетельствовали о чуде в присутствии народа. Правитель подумал, что Косма и Дамиан — колдуны, и приказал сжечь их, но и там святые остались невредимы. Затем их повесили на дереве, забрасывали камнями, пытались поразить стрелами, но все это не имело успеха. Наконец, мученикам отсекли головы.
Интересно, что в житии подробно описан процесс суда над Космой и Дамианом. По-видимому, при его написании использовали «мученические акты» — подлинные записи, которые вели либо чиновники, либо иногда — присутствовавшие на суде христиане (для памяти). Это обстоятельство для ряда исследователей является аргументов в пользу наибольшей историчности жития святых Космы и Дамиана Киликийских.
***
Широкое почитание святых бессребреников Космы и Дамиана началось в V веке. Косме и Дамиану (в первую очередь Асийским) часто посвящали храмы, в том числе на Руси, не только в крупных, но и в небольших городах, и в сельской местности. Благодаря этому появились священнические фамилии Космодемьянский/Козмодемьянский и названия населенных пунктов Козьмодемьянск, Космодемьянское и подобные.
В Москве святым Косме и Дамиану посвящен храм на улице Маросейке. Там находится чтимая икона святых с частицами их мощей.