Вопрос читателя:
На работе есть начальник смежного отдела, очень заискивающая перед начальством. Дарит им презенты, угощает вкусненьким — то печенье принесёт, то конфеты, бегает наверх и носит всё, что происходит в коллективе. Сама ленивая, половину работы спихивает на отдел, в котором работаю я. В моём отделе двое пожилых, один мужчина с сильными границами и в итоге я делаю то, что совершенно не моё. Говорила с начальством, но, увы, ситуация не исправилась. Недавно высказала той даме претензии, случился скандал, она демонстративно плакала — сухими глазами! И громко говорила, как я неправа! Теперь не общаемся, начальство относится ко мне хорошо, но я не сближаюсь с ними, только вежливо и интеллигентно общаюсь. Не могу принять решение, уйти или остаться, не знаю, как вести себя с коллегой. Мне очень тяжело на душе и обидно. Прошу совета.
Ответ священника:
Дорогая читательница, Вам нужно принять решение, исходя из Ваших финансовых и профессиональных интересов. Если, работая на этой работе, Вы сможете найти для себя более выгодное в разных отношениях место — конечно же, стоит двигаться в сторону улучшения условий труда. Если пока такое место найти не удается, нужно постараться обустроить себе условия работы здесь, заодно и потренировать то самое представление о границах, которое Вы упоминаете.
Мне кажется, эти границы — не что иное, как умение просто спокойно воспринимать действительность и реагировать адекватно тому, как обстоят дела. Например, каждый раз, когда, как Вы говорите, на Ваш отдел соберутся «спихнуть» работу, которая напрямую к отделу не относится, нужно ставить вопрос о целесообразности такого решения. Если работа не по профилю отдела, к тому же, если есть отдел, который как раз на такой работе и специализируется — им и нужно работу выполнять. На совещаниях имейте при себе планы работы своего отдела, покажите коллегами, что отдел и так занят и брать еще одну работу — значит поставить под угрозу качество выполнения задач напрямую по профилю отдела.
Претензии высказывать не надо, надо просто из раза в раз, из совещания в совещание возвращаться к тому объему работ, на который отдел изначально рассчитан. Сразу это сделать не получится, все постепенно, шаг за шагом, уверенно и с аргументацией. То, что коллега демонстративно плачет, не должно Вас смущать: работа — это про дело, а не про эмоции. Просто спокойно скажите, что, конечно, реакцию Вы понимаете, но на работе просили бы обсуждать все в рабочей обстановке.
Кстати сказать, у Вас есть потенциально очень хороший союзник — коллега с хорошими границами. Поговорите с ним, особенно на правах начальницы отдела. Может быть, он мог бы составить Вам компанию на совещаниях и аргументированно продемонстрировать, почему Вашему отделу дополнительные работы давать не стоит.
Еще один вариант — разделять работу между Вашим отделом и отделом коллеги, о которой идет речь, а со временем вернуть всю работу в ее отдел, если только эта работа именно к Вашему отделу не относится.
Если же работа — по профилю отдела, выполнять надо, но ставить вопрос об объемах. И, несмотря на возраст коллег, разделять работу одинаково более-менее между всеми. Может быть, давать тем, кто в возрасте, чуть меньше, но именно немного. На то Вы и начальник, чтобы уметь грамотно распределять работу, а не брать на себя все и в итоге не справляться.
Помолитесь и действуйте!