Вопрос читателя:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, когда при исповеди начали возлагать на голову епитрахиль? Сама епитрахиль, как символ ярма Христу, появилась не раньше 10 века, и после встречаются древние изображения святых без епитрахили. В старообрядческой церкви и сейчас таинство исповеди проходит без возложения на главу епитрахили, следовательно, в дораскольной церкви этого обряда не было. Есть ли у вас какая-то информация на этот счёт?
Алексей
Ответ священника:
Здравствуйте, Алексей!
Несмотря на то, что сам термин «епитрахиль» восходит к «Церковной истории» VIII века, памятники изобразительного искусства впервые свидетельствуют о епитрахили в конце Х века. Но только в виде сложенного вдвое ораря и в качестве части епископского облачения. Обязательной частью облачения при хиротонии во пресвитера епитрахиль становится не ранее XV века, а современный нам вид, удобный, в том числе, для возложения на руки венчающихся или голову кающегося, епитрахиль окончательно принимает в XVI-XVII веках.
Современный чин освящения епитрахили также восходит к Требнику Петра (Могилы). В этом же требнике упоминается о необходимости использовать епитрахиль в Таинстве Брака. Современный чин Таинства Исповеди авторы Православной энциклопедии считают соединением чинов из греч. первопечатных Евхологиев, русских рукописных Требников и Евхология святителя Петра (Могилы).
Исходя из вышеизложенного, хотя точного указания момента начала использования епитрахили для возложения на голову кающегося мне найти не удалось, полагаю, что эта практика оформляется точно после появления Требника свт. Петра (Могилы) в 1646 году и характерна для XVIII-XXI веков. До этого священник просто возлагал на кающегося руки и благословлял его.
Читайте также: