Вопрос читателя:
Добрый день! У Сергея Нилуса нашла описание моего состояния: «Посещало меня изредка и молитвенное настроение: больше чем прежде стал любить я чтение св. Писания, чаще и глубже останавливал я на нем свое внимательное размышление, но сказать себе с полной искренностью, что сердце мое нашло себе удовлетворение, я все-таки не мог. Стал я и в церковь ходить чаще, но и в церкви не находил желанного. В моем старом прошлом я ясно, правда, видел зло, и с трепетом вспоминал, что был этому злу причастен, но настоящим моим я, пожалуй, был еще более недоволен. Вся моя внутренняя жизнь как бы двоилась. У меня было такое чувство, точно я перед собою лицемерю, что я стараюсь внушить себе какое-то убеждение, которого у меня нет в действительности и, что еще хуже, что я это убеждение, которого нет, хочу выставить напоказ людям. В моем старом заквасе я видел ложь и отстал от этой лжи, но она как-то сама, помимо моей воли, еще продолжала прорываться и в действиях моих, и в моих мыслях. Странное было это время. Я и сам был какой-то странный: и не свой, и не чужой. Все во мне и мною делалось полуавтоматически, полусознательно; даже порывов в ту или другую сторону — в сторону ли осознанной лжи, или в сторону еще неопределившегося добра, у меня не было. Не было ни горячности, ни любви — была теплохладность какая-то. Старый мир рушился, а на его обломках нового не создавалось; создать же его сам, я чувствовал, — не мог. послеболезненная слабость томила меня; душе нужно было питание, которое дать ей не было в моей власти, а извне оно не приходило». Я не понимаю, как выйти из этого состояния. Воцерковилась полгода назад. И всё время чувствую эту двойственность внутри себя.
Валентина
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогая Валентина!
То, что Вы привели как цитату, очень характерно для состояния неофита — человека, который только-только начинает свою духовную жизнь. Вы, в общем, только в самом начале, и двойственность — это один из симптомов переходного периода.
В течение всей своей жизни, в том числе уже сознательной, Вы жили по определенным стратегиям и руководствовались определенными ценностями. Внутренне Вы к ним привыкли. Человек вообще существо достаточно инертное, и во многих ситуациях он поступает так, как привык, не делая заново выбор о том, как поступить.
Когда человек начинает перестраиваться, в нем в течение какого-то времени могут соседствовать две логики: привычная, с которой Вы были всю жизнь, и пока еще непривычная, новая, христианская. Старая логика тянет Вас назад, к привычным моделям, потому что так проще, а новая пока еще не укоренилась внутри — и поэтому следовать ей каждый раз — это усилие.
Вам, как и любому человеку, который встает на путь духовной жизни, нужно опираться на Бога и полагаться на помощь Божию. Молитесь, не реже раза в месяц исповедывайтесь и причащайтесь Святых Христовых Тайн, читайте Евангелие и духовную литературу, которую Вам посоветует священник, чтобы постепенно пропитываться христианской, евангельской логикой, и внутренне перестраиваться под нее.
Когда Вы молитесь и участвуете в Таинствах Церкви, Вы стяжаете благодать Божию — и она начинает менять Ваше внутреннее устроение, постепенно, а то и сразу выправляя его и делая более здоровым, правильным, таким, каким оно было изначально задумано.
Бог в помощь!

