Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я читала, что гастрономический пост, например, в среду и пятницу, длится с полуночи до полуночи, но супружеский с вечера предыдущего дня до вечера следующего. Так ли это? И во сколько тогда начинается вечер?
Марина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Марина, вопрос поста — обширная тема с двухтысячелетней христианской историей. Она развивается с ветхозаветных времен, так что в кратком ответе невозможно всё рассказать. Попробую обозначить основные моменты.
Гастрономический пост ранее в Церкви отличался тем, что постящиеся отказывались от всякой еды и даже, зачастую, воды на протяжении всего светового дня. В те времена не существовало разделения пищи на постную и скоромную: в дни поста ели любую пищу, но только после захода солнца. Позднее, с распространением в Церкви монашества, появилось понятие скоромной пищи, достаточно высококалорийной, и постной, которая представляет собой вид диеты. С разделением пищи на скоромную и постную постепенно отошел обычай полного воздержания от еды в дни поста и в связи с этим постепенно стал входить обычай считать временем начала поста полночь. Ещё в XVII веке в «Известии учительном» готовящемуся к Причастию рекомендовалось полностью отказаться от еды с вечера. Сейчас такой совет можно встретить только в качестве личной рекомендации. По поводу поста перед Причастием у нас есть обширный материал.
Что до полового воздержания, в силу особенностей человеческой физиологии, пост можно назвать постом только тогда, когда он затрагивает и вечернее время. По традиции, вечер в суточном круге богослужения начинается со служения вечерни, то есть примерно с 15-30. Так что и пост следует отсчитывать с вечера накануне постного для. Равно как и супружеский пост перед Причастием — с вечера накануне Причастия. Однако я бы не стал в этом отношении ставить четкие временные границы, так как быт и расписание в каждой семье различные. То, что для одной семьи является естественным, в другой может быть неприемлемо. Так что здесь лучше ориентироваться на потребности и возможности каждой конкретной семейной пары.
Хотелось бы отметить, что если гастрономический пост — дело сугубо индивидуальное, то супружеское воздержание затрагивает уже двух человек и такой пост допустим только в случае, если оба супруга готовы к этому.
Греха в том, чтобы подарить супружескую близость, нет, а вот регулярные отказы могут повлечь за собой серьезные проблемы. Так что не стоит заострять внимание на этой стороне поста, если только нет обоюдного согласия.
Храни Вас Господь!