Вопрос читателя:

Здравствуйте! Я читала, что гастрономический пост, например, в среду и пятницу, длится с полуночи до полуночи, но супружеский с вечера предыдущего дня до вечера следующего. Так ли это? И во сколько тогда начинается вечер?

Марина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Марина, вопрос поста — обширная тема с двухтысячелетней христианской историей. Она развивается с ветхозаветных времен, так что в кратком ответе невозможно всё рассказать. Попробую обозначить основные моменты.

Гастрономический пост ранее в Церкви отличался тем, что постящиеся отказывались от всякой еды и даже, зачастую, воды на протяжении всего светового дня. В те времена не существовало разделения пищи на постную и скоромную: в дни поста ели любую пищу, но только после захода солнца. Позднее, с распространением в Церкви монашества, появилось понятие скоромной пищи, достаточно высококалорийной, и постной, которая представляет собой вид диеты. С разделением пищи на скоромную и постную постепенно отошел обычай полного воздержания от еды в дни поста и в связи с этим постепенно стал входить обычай считать временем начала поста полночь. Ещё в XVII веке в «Известии учительном» готовящемуся к Причастию рекомендовалось полностью отказаться от еды с вечера. Сейчас такой совет можно встретить только в качестве личной рекомендации. По поводу поста перед Причастием у нас есть обширный материал.

Что до полового воздержания, в силу особенностей человеческой физиологии, пост можно назвать постом только тогда, когда он затрагивает и вечернее время. По традиции, вечер в суточном круге богослужения начинается со служения вечерни, то есть примерно с 15-30. Так что и пост следует отсчитывать с вечера накануне постного для. Равно как и супружеский пост перед Причастием — с вечера накануне Причастия. Однако я бы не стал в этом отношении ставить четкие временные границы, так как быт и расписание в каждой семье различные. То, что для одной семьи является естественным, в другой может быть неприемлемо. Так что здесь лучше ориентироваться на потребности и возможности каждой конкретной семейной пары.

Хотелось бы отметить, что если гастрономический пост — дело сугубо индивидуальное, то супружеское воздержание затрагивает уже двух человек и такой пост допустим только в случае, если оба супруга готовы к этому.

Греха в том, чтобы подарить супружескую близость, нет, а вот регулярные отказы могут повлечь за собой серьезные проблемы. Так что не стоит заострять внимание на этой стороне поста, если только нет обоюдного согласия.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: