Пост перед Причастием

Практика подготовки к Причастию достаточно широко известна: необходимо в течение нескольких дней воздерживаться от мясной и молочной пищи, отказаться от лишних развлечений, а вместо этого сосредоточиться на молитве и покаянии, и уже непосредственно перед самим таинством нужно хранить евхаристический пост — не есть и не пить с 00 часов. Все это подробно описано в церковном документе «Об участии верных в Евхаристии». Тем не менее у верующих возникает множество вопросов о том, каким должен быть пост перед Причастием. Мы собрали самые распространенные и попросили ответить священников.

Обязателен ли пост перед Причастием?

По слову святителя Иоанна Златоуста, таинство Причащения открывает для человека врата неба на земле. Причастие — это встреча со Христом, это участие в Вечерне, которую совершает Он Сам. Это событие так значительно, что к нему нельзя подходить между делом, на бегу. Именно потому современному христианину важно постараться отвлечься от привычной суеты, собираясь причаститься. Кажется, что темп современной жизни не оставляет времени для такой «паузы». Но опять же, по слову святителя Иоанна Златоуста, «время для приступания к тайнам и причащения: когда чиста совесть». Именно воздержание и молитва помогают заглянуть внутрь души и настроиться на покаяние, очищающее ее. Посильные пост и молитвенное правило не заставляют человека забросить свои повседневные дела, но позволяют подготовиться к таинству.

Из документа «Об участии верных в Евхаристии»: «Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних. <…>

Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния».

Священник Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с. Кунье (Курская митрополия):

Подготовка к Причастию обязательна. Мы же готовимся к встрече с каким-то важным для нас человеком. Или другой пример — к участию в конференции. Понятно, что все это требует какой-то определенной сосредоточенности. Человек, который выступает с докладом, должен быть в теме, ему вопросы будут задавать, и, если он не сможет на них ответить, будет, наверное, не очень хорошо. Так же и причастник, который готовится к таинству, должен быть в теме. Он должен быть настроен на то, чтобы не прозевать Бога. Нужно же не просто почистить зубы, подойти, все быстро прожевать и проглотить, а нужно принять Божью благодать. Поэтому к Причастию необходимо готовиться. Не готовиться — нельзя.

Даже если человек болящий совсем, все равно какой-то момент подготовки и настроя души должен быть. Когда человек находится в больнице, там, понятно, особые условия, и вполне может быть такое, что рацион пищевой как-то сложно контролировать или даже невозможно. Когда у человека тяжелая болезнь, беременность или еще какие-то серьезные причины, какие-то попущения могут быть. Но полностью отменять пост перед Причастием, совсем его не замечать — неправильно.

В той или иной мере подготовка необходима. Нельзя вот так: упал — очнулся — причастился. Нужно потрудиться.

Священник Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково Ленинского района Московской области, благочинный Видновского церковного округа:

Духовно готовиться к Причастию необходимо, для этого предписан пост, молитвы, покаяние. Но бывают ситуации, когда человек готовится и хочет причаститься, но не успел прочитать полностью молитвенное правило или не соблюл пост. На исповеди нужно сказать об этом священнику, чтобы он принял решение, допускать ли человека к Причастию. Я считаю, что формальный подход тут неуместен. Бывает же и иначе: человек всё прочитал, постился, исповедовался, но при этом находится в активном конфликте, например, с родственниками, не примирился и не желает. Это, думаю, более серьезное препятствие, чем бутерброд с колбасой накануне.

Протоиерей Алексий Миндров, настоятель храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Крылатском (г. Москва):

Естественно, что в жизни бывают исключения, и их можно обговорить со священником. Священник, зная человека, его немощи, его обстоятельства жизни (у кого-то рабочий график тяжелый, у кого-то со здоровьем проблемы), идет навстречу и помогает определить доступную меру поста перед Причастием.

Но лучше помнить всегда, что есть определенные правила, указывающие, как должно быть. Любое уклонение, сокращение или, наоборот, расширение их показывает, что мы поступаем по своему усмотрению, это не всегда оправданно, и лучше этого избежать, обратившись за советом к священнику. В общем случае, определяя меру своего поста, нужно ориентироваться на установленные в Церкви правила и каноны. Главная же норма всегда и во всем — это закон Божий и любовь.

Что можно в пост перед Причастием?

Священник Владимир Русин:

В пост перед Причастием самое главное, что можно и нужно – это настроиться. И, соответственно, постараться убрать то, что мешает, отвлекает, развлекает.

Давайте разберемся, в чем суть «ущемления нашего брюха»? Зачем нам ограничения в пище? Наше тело иногда бывает как какой-то капризный ребенок, который что-то просит — и мы ему даем. Захотелось конфетки — мы дали, чтоб ребенок только отстал. Но в результате такой ребенок вырастает и не понимает каких-то важных вещей. Он, например, может вмешиваться в разговор взрослых, считая, что он самый главный. Во время подготовки к Причастию мы свое тело потихонечку возвращаем на свое почетное третье место — после духа и души.

Понятно, что, когда человек регулярно подходит к Чаше, не может для него каждый пост перед Причастием, исповедь и само таинство быть поворотом на 180 градусов. Он уже сделал поворот, а теперь на своем духовном пути подруливает.

Мне очень нравится слово «правило». Оно направляет и выправляет нас. Оно помогает нам снова верно действовать, оценивать свои поступки. Иногда человек расстраивается, потому что раньше он постился, готовился, исповедовался — и были слезы, и он прямо чувствовал, как душа очищалась. А в другой раз пришел — и ему батюшке даже сказать особо нечего. Так, какие-то мелкие вещи… Но вот эти мелочи — они, когда накапливаются, как раз и становятся самыми опасными грехами. Об этом много есть притч, рассказов. Эти кажущиеся маловажными грехи — как пыль. Если на лобовое стекло машины что-то ляпнуло сверху, мы видим пятно, и его хочется стереть сразу. А если мелкая пыль на стекло садится, мы можем и не заметить даже, что стекло уже превратилось в рифленое. Как это произошло, когда? Вот так же и с душой происходит. Нужно эту пыль грехов не прозевать. Для этого духовная жизнь должна быть ритмичной, а каждый пост перед Причастием — временем, когда мы эту пыль стираем.

Что нельзя делать в пост перед Причастием?

Протоиерей Алексий Миндров:

Прежде всего, мы должны настроиться на то, что наш пост должен быть и духовным, и телесным. Что касается телесного поста, мы должны соблюсти меру, которую нам определили отцы, и три дня хранить воздержание. Предполагается, что это пищевое воздержание, отказ от молочной и мясной пищи, и супружеский пост, то есть отказ от близости между мужем и женой.

Мы выделили продукты (мясо, молоко), употребления которых хорошо бы избежать в период подготовки к Причастию. Но нужно постараться не вкушать пищу, которая тяжела для организма, а значит, существенно влияет на молитву.

Такой отказ — это стресс для организма. Но он необходим. Потому что воздержание и молитва перед Причастием — это та малая жертва, которую мы можем принести Богу. Вот поэтому, могу сказать четко и определенно, каноны Церкви надо постараться соблюсти. Иначе мы окажемся в таком состоянии: вроде бы говорим о любви к Богу, а на самом деле сами себя обманываем и на деле никак ее не проявляем.

Конечно, у человека могут быть какие-то особые обстоятельства. В таком случае, нужно поговорить со священником и объяснить, почему пост перед Причастием соблюдается не со всей строгостью. Бывает, что человек находится в болезни, женщина в период беременности или кормящая мать не может сама по себе понести в полноте пост — ей полагается послабление.

Постясь перед Причастием, нужно исходить из того, что прежде всего мы приходим к Богу, на Его трапезу, которую Господь устраивает для нас по Своей любви. Поэтому с одной стороны, нужно следовать строгости канонов, а с другой стороны, не терять здравого понимания, что для каждого человека и для каждого случая должен быть индивидуальный подход. У кого-то есть немощи, у кого-то проблемы со здоровьем — у всех разное.

Самое главное, чтобы не было лености души. Это как раз то, что нельзя делать в пост перед Причастием — допускать нерадивость, небрежение, равнодушие.

Пост перед Причастием во время поста

Протоиерей Алексий Миндров:

Я думаю, если у нас есть понятие поста как сугубой подготовки, то можно его усилить в тот период. Но усилить чем? От молочной и мясной пищи мы и так отказываемся в это время, а если это Успенский или Великий пост, то отказываемся и от рыбы. Если человек видит, что для него в этом сложности нет, то надо посмотреть, а в чем конкретно для него сложность? Бывает так, что человек от пищи-то может отказаться, а вот от каких-то пристрастий — от алкоголя, от курения, от другой мешающей привычки — нет. У него вот этот момент самый сложный. Значит, на него и нужно обратить внимание.

Тут ведь вот какой вопрос: в чем наша мера? Это продукт или действительно воздержание? Акцент должен быть на воздержании.

Знаю, что в Греции и на Афоне первые три дня Великого поста люди воздерживаются от пищи вовсе. Такой пост — это особое состояние. Если взять благословение у духовника, то многим опыт строгого воздержания вполне по силам, я сам пробовал еще в юности и стараюсь придерживаться. Но делать это надо только с благословения. И трезво оценивая свои силы: так как одно дело — монах, живущий в определенном жизненном ритме, другое — многодетная мать или, например, мужчина, активно работающий большую часть суток.

Почему делаю такой акцент на благословении? Потому что самоуправство до добра не доводит. Или гордыня возрастает, или самочувствие физическое становится плохое, а в результате начинается ропот, недовольство — и наша духовная жизнь расстраивается. Потому что человек — сосуд, вмещающий в себя и душу, и тело.

То есть, если есть возможность, желательно заручиться благословением духовника и положить поклон перед Богом как начало подвига. Потому что если мы говорим о том, что пост — это не диета, а духовный путь, то нужна помощь Божья. А с Богом проблемы телесные отходят на второй план.

Пост перед причастием в сплошную седмицу

Протоиерей Андрей Ефанов:

Сплошная седмица — это период, когда пост отменяется. Всего таких пять в году — десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.

Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост — то есть отказ от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Сколько длится пост перед Причастием?

Из документа «Об участии верных в Евхаристии»: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.

Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. <…> …следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Протоиерей Алексий Миндров:

Практика существует разная: кто-то три дня постится, кто-то и дольше, а у кого-то это время воздержания по тем или иным причинам сокращается. Мы должны понимать основной принцип: в любом случае должна быть подготовка.

Святой преподобный Марк Подвижник говорит о посте: «Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его не засеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя. Но может быть, кто-нибудь скажет: если в молитве заключается главное дело правды, то какая надобность в посте? Всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние: так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды…»

То есть почва — это наша душа, и мы должны ее обрабатывать телесным воздержанием, всякое лишнее убирать и сеять семя молитвы. Если человек не готовит почву и бросает семена, то тернии подавляют их. Вот почему мы не можем сказать, что перед Причастием можно обойтись без поста. А если он почву готовил, но сеять не стал, то тоже не получит никакого плода. В подготовке к таинству телесный и душевный пост идут рука об руку.

А вот что касается сроков, то лучше всего, чтобы христианин жил в диалоге со своим духовным отцом, чтобы рядом был священник, к которому он мог прийти,  и тот, зная его меру, помог определиться, сколько поститься и как. Ведь все люди разные и обстоятельства жизни у всех разные.

Если верующий давно не причащался, то лучше выдержать более длительный пост, чтобы душа почувствовала, в каком состоянии пребывала. Если человек причащается ежедневно, то тоже нужно подумать, насколько это полезно его душе. В этом ведь тоже есть определенный соблазн, особенно если человек причащается, не подготовившись, ссылаясь на то, что он до этого причащался.

Супружеский пост перед Причастием

Священник Дмитрий Березин:

Супружеский пост перед Причастием — это тоже форма воздержания, целью которой является главенство души над телом. При подготовке к таинству мы стараемся отмести всё, что мешает сосредоточиться на духовном.

Поскольку этот вопрос касается обоих супругов, тут лучше посоветоваться с духовником, как поступать. Ведь бывает так, что верующим является только один из супругов, а второй может относиться к подобным ограничениям очень негативно, и вместо мира в семье будут ссоры. Но это и не означает, что всегда в таких ситуациях нужно потакать и находить себе оправдания.

Священник Владимир Русин:

Я думаю, что если оба — и муж, и жена — верующие, то с соблюдением супружеского поста проблем нет. В христианской семье можно соблюдать все посты по обоюдному согласию.

А вот если кто-то из супругов не придерживается постов, то нужно с духовником этот интимный вопрос обсудить, спросить его совета. В такой ситуации для одной из сторон могут быть какие-то послабления. Но хотя бы однодневный пост, думаю, должен быть, и он посилен.

Если муж и жена любят друг друга, они этот вопрос выяснят. Главное быть открытыми друг другу. Сказать: «Я готовлюсь причащаться». — «Ну, хорошо, готовься. А я пойду другими делами займусь пока какими-то. Ты читай молитвы, а я на ночную рыбалку поеду», например.

Главное, чтобы на самом деле на рыбалку, а не куда-то в другое место. Потому что если есть риск, что семья может распасться и эта тема может стать камнем преткновения, то, конечно, нужно вспомнить слова апостола Павла о том, что супружеский пост соблюдается только по обоюдному согласию.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5).

Пост перед Причастием детям

Детский пост перед Причастием требует особого подхода. Важно, чтобы маленький христианин понимал смысл участия в таинстве, чтобы оно было для него радостью, а не усложняющей жизнь обязанностью. Уроком подготовки к Причастию для ребенка становится в первую очередь отношение родителей и семейные правила. В основу поста ребенка должны ложиться не запреты, а желание, видя перед собой пример взрослых, самому пожертвовать чем-то, будь-то любимая еда или развлечение. Знакомство с опытом воздержания перед Причастием для ребенка начинается с евхаристического поста.

Из документа «Об участии верных в Евхаристии»: «Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. <…> Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин (т. е. утром перед причастием. — Прим. ред.). К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак».

Священник Дмитрий Березин:

Вопрос о детском посте перед Причастием нужно решать индивидуально родителям, по возможности советуясь с духовником, который знает семью. Где-то должны быть более строгие правила, где-то менее. На мой взгляд, не стоит слишком сильно озадачивать этим детей и подростков, потому что внешние правила всегда хочется сбросить. А аскетика должна идти изнутри, и у постящегося — взрослого или ребенка — должно быть понимание, зачем он это делает.

Отсутствие обиды, ссоры, конфликта, которые могут возникнуть при навязывании определенного поведения, может быть важнее конфеты или мультика. Но иногда родители в подготовке уделяют внимание формальным вещам, которые легко проверить, игнорируя более важные, но незаметные.

Протоиерей Алексий Миндров:

Думаю, что детям в подготовке к Причастию необходимо, прежде всего, ориентироваться на родителей. Родители должны сами определить, каким должен быть порядок в их семье, в том числе и в деле подготовки к Причастию.

Конечно, у ребенка пост должен быть слабее, чем у взрослых, потому что дети в любом случае остаются детьми, им необходимо расти — и духовно, и физически. Для детей — особенно младшего возраста — надо установить мерой воздержания перед Причастием, например, отказ от сладкого. Или еще от каких-то необязательных для них вещей.

Каждый родитель сам знает своих детей, знает их немощи. Многим детям сегодня сложнее всего отказаться от Интернета, каких-то электронных игр.

Вопрос в другом. Можем ли мы донести до ребенка смысл поста? Нужно, чтобы он понимал, что это его личное воздержание, а не мама с папой сегодня вкусным не кормят. Тут нужно подходить и с точки зрения педагогики, и с точки зрения пастырского опыта. Поэтому хорошо, чтобы мера воздержания ребенка перед Причастием была определена в диалоге священника и родителей ребенка.

Нужно посмотреть, что будет ему полезнее, но так, чтобы ребенка не оттолкнуть. С одной стороны, нельзя напугать его излишней строгостью. А с другой, нужно чтобы он понимал, что нужно потрудиться, постараться и пройти своим, пусть пока маленьким, путем воздержания.

Пост перед Причастием кормящим

Священник Дмитрий Березин:

Беременным и кормящим ограничения в пище ослабляются, поэтому пост не нужен. Но если женщина себя нормально чувствует, будет правильным ограничить себя накануне Причастия, например, в мясе, еще в чем-то.

Согласно каноническим правилам, женщина, родившая недавно, может не воздерживаться от скоромной пищи даже в Великий пост. Правило святителя Тимофея Александрийского гласит: «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она приимати пищу и питие, как хощет и понести может».

Во-первых, недавно родившей женщине и так приходится соблюдать ряд ограничений. А во-вторых, ей необходимо восстанавливать организм и иметь достаточно сил и энергии, чтобы справляться со своими материнскими обязанностями. 

Думаю, каждая верующая женщина сама видит, есть ли у нее и какая возможность держать в том или ином виде пищевой пост перед Причастием. Но самое главное, что нужно помнить, что пост — это не только про еду.

Священник Владимир Русин:

Для тех, кто не имеет возможности поститься перед Причастием в полной мере — для болящих, беременных, кормящих — основным в этот период подготовки становится усиленное внимание к тому, что происходит в душе, к своим мелким незаметным грехам. Как раз когда изменяется состояние организма, человек может заметить за собой, что стал раздражительным, или стал лениться, или стал использовать свое исключительное положение, даже где-то злоупотреблять, требовать к себе особого отношения. Вот тут могут проявиться и эгоизм, и гордыня. Человек, сконцентрировавшись на своем, перестает замечать, что рядом кто-то болеет, что не только ему сложно сейчас, но и другим, и что вокруг много людей, которым действительно тяжело.

Всегда поражают такие примеры, когда, например, человек тяжко болен, а при этом еще и с волонтерами куда-то подвизается, и трудится в меру сил в храме, и другим всегда старается посильно помочь. И видишь, что Господь таких людей укрепляет. Не только телесно, но,  главное, и духовно.

Ведь если посмотреть вокруг, каждый из нас в той или иной мере сейчас болен, немощен, нуждается в особом подходе. Даже из роддома детей выписывают и практически никому не ставят сто процентов по здоровью. Но если мы живы, какая-то часть здоровья и сил у нас есть. А значит, мы можем друг друга тяготы носить, заботиться друг о друге. Кто-то может мне помочь, кому-то — я. И когда мы включены в эту цепь, тогда по ней благодать идет, как электричество, и лампочки горят.

Что можно есть в пост перед Причастием?

Протоиерей Алексий Миндров:

Если переводить на мирские какие-то вещи, то вспомним поговорку: «Сытое брюхо к ученью глухо». То же самое с молитвой: чем человек больше потакает своим немощам, тем сложнее ему видеть себя и свои грехи, тем тяжелее молиться. Поэтому питаться нужно так, чтобы это не мешало готовиться к Причастию. 

Понятно, что белковая пища нужна организму, и бывает, что прихожане жалуются, что вот, мол, в пост перед Причастием можно есть одни макароны и прочие углеводы. Но тут стоит перенести фокус внимания на другое: пост — это не еда, не углеводы, это воздержание. А воздержание — это плод, который мы приносим Богу. Да, пост это серьезная встряска. Но через него человек может проявить себя, свою веру. И если мы будем относиться к посту как к тому моменту, когда мы действительно можем что-то принести Богу на доступном нам человеческом уровне, то воздерживаться будет проще.

Но бывает, что пища, как говорится, не проблема — кому-то не есть мясо и молоко легко. Я встречал людей, которые так говорили. А вот от бокала вина перед сном для них отказаться весьма сложно, уже сложилась привычка. Вообще, каждый сам прекрасно знает, в чем именно для него будет воздержание и настоящий пост, что ему можно, а чего лучше избегать. Самое главное, чтобы у нас не было услаждения плоти.

Можно ли есть рыбу в пост перед Причастием?

Протоиерей Алексий Миндров:

Да, вкушение рыбы на время подготовки к Причастию вполне допустимо. Правда, есть и исключение. На время многодневных постов рыба исключается из рациона, кроме нескольких праздничных дней (Преображения Господня в Успенский пост, Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим в Великий пост). Добавлю, что вне периода многодневных постов христианин может воздерживаться строже, например не вкушать рыбу на время подготовки к Причастию. 

Опять же подчеркну: с благословения. Это не должно быть самочиние, потому что самочиние всегда заканчивается очень печально и для организма, и для души человеческой.

Можно ли морепродукты в пост перед причастием?

Протоиерей Андрей Ефанов:

Есть ли морепродукты в пост перед Причастием, верующие обычно решают исходя из обстоятельств. Нет однозначного ответа, нужно ли их приравнивать к рыбе или же «морские гады» — постный продукт. И потому даже во время Великого поста одни категорически от них отказываются как от скоромной пищи, а другие с их помощью восполняют недостаток белка. Но в дни постов, если здоровье позволяет, непосредственно перед Причастием вполне можно обойтись и без морепродуктов.

Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.

Можно ли вино в пост перед Причастием?

Священник Владимир Русин:

Вино в каких-то небольших количествах, если у человека нет пристрастия, если он не страдает зависимостью, допустимо. Тогда критерий такой: готовясь к Причастию, человек должен молиться. То есть он не должен употребить столько этого вещества, чтобы прийти в такое состояние, что с Богом общаться уже как-то сложновато.

У нас, например, на приходе бывает даже так, что ко мне в храме подходят за благословением: «Батюшка, можно мы вино на праздник на трапезу откроем?» Я говорю: «Да, конечно, давайте откроем». И вот трапеза заканчивается, а мы и забыли о том, что вина хотели выпить. Всем весело, всем хорошо, всем радостно.

Но есть люди, для которых алкоголь — проблема. Нужно понимать, что если у человека есть зависимость, то, конечно, поститься перед Причастием нужно строже. Если человек не может совершенно себя контролировать: хотел выпить рюмочку, а глядит — и уже вся бутылка закончилась, то тут ни о каком вине и речи идти не может. А если зависимости нет, то, наверное, немного вина в медицинских, так сказать, дозах позволительно.

Можно ли кетчуп в пост перед Причастием?

Протоиерей Алексий Миндров:

Думаю, тот, кто давно пребывает в Церкви, знает, что ему потребно. И знает также, что самый тяжелый момент, когда до отвала наелся макаронами с кетчупом, а потом сидишь и думаешь: зачем все это я съел?

Почему так происходит? Потому что есть такой момент — пресыщение, и никуда от этого не деться, если вовремя самому не остановиться. Это пресыщение делает нас действительно тяжелыми — и в плане телесном, и в плане духовном. Поэтому желательно даже постными продуктами не объедаться, чтобы не оказаться в ловушке: когда мы соблюли внешние каноны — ничего скоромного не ели, все только постное, а по сути-то ничего не соблюли. На самом деле не было настоящего воздержания, не было вот этого момента, когда мы чем-то пожертвовали.

Можно ли кофе в пост перед причастием?

Протоиерей Андрей Ефанов:

Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.

Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе. 

Можно ли курить в пост перед Причастием?

Протоиерей Алексий Миндров:

Я знаю курильщиков, которые настолько сильно привыкли, что им очень бывает сложно отказаться от сигареты. Неоднократно встречался с людьми, которые просто в немощи пребывают, и для них Причастие откладывается на долгие годы, потому что понимают: три дня без сигареты они не выдержат. Думаю, в таком случае, минимальный срок — это ночь перед Причастием. Нужно хотя бы положить себе за правило с 12 часов ночи перед Причастием не курить, и хотя бы это соблюдать.

Священник Владимир Русин:

Если у меня просят благословения покурить, то я, конечно, не могу благословить курить вообще. Зато я знаю примеры, когда люди начинали регулярно причащаться и вдруг замечали, что перестали курить. Обнаруживали неожиданно, что эту потребность Господь у них убрал.

Мне трудно на эту тему рассуждать, потому я не имею личного опыта борьбы с этой страстью. С самого начала Господь дал мне аллергию на табачный дым, и, чтобы меня вывести из себя, достаточно просто подымить где-то рядышком. Еще в студенческие годы в общежитии я курильщиков выгонял из комнаты. Но по рассказам тех, кто боролся с этой своей страстью, знаю, что, когда они начинали жить напряженной духовной жизнью и регулярно причащаться, эта привычка реально вытеснялась.

У нас, в Русской Православной Церкви, в отличие от греков, этот недуг не пустил так глубоко корни среди духовенства и монашества, поэтому сохраняется пример чистоты. Курение трудно объяснить какой-то естественной потребностью — оно ведь не нужно человеку. Ингаляция бывает нужна. А вот эти дымящиеся палочки — зачем? Поэтому можно от этого пристрастия избавиться. Но для этого нужно не просто постоянно каяться, но и иметь решимость бросить курить. Примеров, когда человек справляется, достаточно. По словам бывших курильщиков, им часто помогали не таблетки, не пластыри, а именно подготовка к Причастию.

Молитвы во время поста перед Причастием

Традиционно принято во время подготовки к Причастию читать три молитвенных канона — Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, а также обязательно — Последование ко святому причащению. Это может восприниматься как некая дисциплинарная норма, «необходимый минимум», позволяющий христианину подходить к Чаше. Тогда как смысл молитв во время поста перед Причастием в другом.

Протоиерей Александр Шмеман писал: «Цель этого приготовления, включающего пост, особые молитвы, духовную концентрацию, безмолвие и т. д., состоит не в том, чтобы человек стал мнить себя “достойным”, но, напротив, осознал свое недостоинство и пришел к истинному покаянию. Покаяние же вот что: человек созерцает свою греховность и немощь, осознает свою отделенность от Бога, переживая скорбь и страдания, жаждет прощения и примирения, делает выбор, отвергая зло ради возвращения к Богу, и, наконец, жаждет Причастия во “исцеление души и тела”». 

На это же обращал внимание и святой праведный Иоанн Кронштадский: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв».

2
7
Сохранить
Поделиться: