Канон за единоумершего

Канон за единоумершего — это заупокойная молитва об одном человеке, о прощении его грехов и о Божьей милости к его душе.

Текст канона за единоумершего 

Канон за единоумершего на церковнославянском

Предлагаем вашему вниманию текст канона за единоумершего на церковнославянском языке в современном написании.

Также предлагаем вашему вниманию текст канона за единоумершего на церковнославянском языке по Псалтири 1632 года издания. В старинных книгах канон давался с предисловием, в котором верующий испрашивал у Бога благословения на молитву.

Канон за единоумершего на русском

Предлагаем вашему вниманию перевод канона за единоумершего на русском языке, также подходящий для келейного чтения.

Слушать канон за единоумершего

Можно не только самостоятельно читать, но и слушать канон за единоумершего. Чтобы не отвлекаться на свои мысли и не терять нить молитвы, имеет смысл все же следить за ней по тексту.

Текст канона за единоумершего состоит из восьми песен (всего их девять, но вторая песнь в большинстве канонов обычно опускается). Ирмосы (начальное песнопение каждой части) традиционные и посвящены событиям ветхозаветной истории, ставшим прообразами событий новозаветных. Воспоминания об этих событиях, о величии Господа и о Жертве Христовой важны для понимания, о чем мы просим, на что надеемся и во что верим.

Тропари каждой песни, седален, икос и кондак посвящены непосредственно молитве за усопшего и воспеванию милосердия Божия. Так как канон читается именно за одного умершего, то припев содержит прямое прошение об упокоении его души.

Канон обычно соединяется с литией — молитвами и псалмами, которые миряне могут читать самостоятельно вместо панихиды, совершаемой священником.  Все чтение занимает около 15-20 минут, и потому доступно близким умершего в ситуации, когда они не имеют физических и моральных сил, но при этом имеют большое желание помолиться.

Зачем читать канон о единоумершем? Согласно христианскому учению, смерть — это лишь конец земного, телесного существования, душа же — бессмертна. Таким образом, умерший христианин продолжает оставаться членом Церкви, и потому с апостольских времен принято молиться за души усопших. В храмах поминовение бывает на каждой Литургии, кроме этого, по просьбам верующих совершаются панихиды. Но также верующие обязательно молятся за своих умерших близких дома. Заупокойное поминовение соединяет два мира, видимый и загробный, позволяя почувствовать, что связь не прерывается даже после смерти. По словам святителя Иоанна Златоуста, молитвы и милостыня за усопших не напрасны, установлены Самим Духом Святым и приносят пользу и живым, и мертвым.

Несмотря на то, что сам человек уже не может исправить совершенные при жизни ошибки и покаяться в своих грехах, Господь слышит просьбы живых о милосердии к умершему. Более того, в храмах не молятся за некрещеных, и потому еще важнее и необходимее для них домашнее поминовение. Помимо молитвы в ежедневном правиле, принято читать в память об умерших каноны и отрывки из Псалтири.

Канон за единоусопшего — это самая первая молитва за новопреставленного по разлучению души и тела. Его читают еще до того, как начинается чтение кафизм из Псалтири. Согласно древнему требнику (книге, содержащей чинопоследования служб и треб) Последование по отходу души сразу после смерти должен совершать священник. Но в современной практике чаще всего это делают родственники или другие близкие покойного. Затем этот текст с небольшими изменениями можно повторять в любое время, после сорокового дня заменив слово «новопреставленный» на «преставившийся».  

Многим именно чтение этого канона в первое время помогает принять уход близкого и при этом продолжать с помощью молитвы заботиться и проявлять свою любовь к нему.

Канон или акафист за единоумершего

Молясь об усопших, нужно использовать именно канон, а не акафист за единоумершего. Читать последний Русской Православной Церковью не благословляется.

Акафист — это хвалебная песнь, прославляющая Господа, Богородицу, святых и все небесные силы. Слово «радуйся» повторяется в нем множество раз, а главный его посыл — благодарность, что не вполне соответствует настрою заупокойной молитвы. Несмотря на то, что, согласно Евангелию, «у Бога все живы», молитва об умерших предполагает не радость о том, что человек оставил этот мир, а прошения о прощении его грехов и милости Божьей к его душе.

Акафист за единоумершего, составленный неизвестным автором, содержит утверждения, противоречащие христианской вере, и мысли, характерные для языческого мировоззрения. Он написан в стилистике оккультных текстов. В нем встречаются речевые обороты, напоминающие заклинания и заговоры.

Особое внимание стоит уделить содержащемуся в акафисте прошению о том, чтобы Бог благословил умершего молиться за живых. Согласно христианским представлениям небесными заступниками и ходатаями могут стать только святые. Если же человек не пришел к истинно праведной и святой жизни на земле, то о его нераскаянных грехах остается молиться тем, кто пока остается в этом мире. Эти молитвы могут облегчить участь, повлиять на дальнейшую судьбу души в загробном мире, но они не могут изменить ее внутреннее состояние, сделать ее подобной ангельской.

Читая текст акафиста, человек соглашается с ошибочными представлениями, которые отдаляют его от Бога. В результате молитва превращается не в просьбу, обращенную к Господу, а в мистический призыв. В таком виде она не приносит пользы ни душе молящегося, ни душе усопшего.

Выбирая между каноном или акафистом за единоумершего, всегда надо обращаться именно к первому. Канону. Текст акафиста последнего распространять не нужно, а если человек по незнанию прочел именно его, то стоит покаяться на исповеди, и больше не повторять этот опыт.

Как читать дома канон за единоумершего

Искренне, с глубокой верой в воскресение и надеждой на милосердие Божие — других советов, как читать дома канон за единоумершего, нет. Как и для любой другой молитвы, нужны настрой и внимание. Молиться следует перед иконами или крестом, а не перед фотографией умершего. Можно также зажечь лампадку или свечу.

Перед чтением непосредственно канона произносятся начальные молитвы и псалмы (Псалом 90 и Псалом 50). Завершается чтение обычно литией — краткой заупокойной молитвой, которую мирянин может совершать и отдельно дома или на кладбище.

Читать каноны принято стоя, а сесть и немного передохнуть можно во время песнопения, которое так и называется — седален. Но если по какой-то причине стоять тяжело, лучше помолиться сидя, чем не молиться вовсе.

Ирмосы — начальные песнопения в каждой из песен в храмах обычно поются, но во время домашней молитвы их можно просто читать.

В Церкви нельзя подавать записки и молиться за некрещеных и за самоубийц, а вот поминать их келейно (самостоятельно) можно. Для этого существуют специальные молитвы и каноны, но можно использовать и текст канона за единоумершего.

Когда читается канон за единоумершего

Нет никаких особых предписаний, когда читается канон за единоумершего. Согласно древней традиции впервые он читался почти сразу после смерти, как только покойный был готов к погребению (омыт, одет, положен в гроб). Сейчас же это правило соблюдается не так строго, а канон читается в день смерти независимо от того, дома или нет находится тело, подготовлено оно уже к похоронам или нет.

Стоит всегда помнить, что молитва — это проявление любви и заботы, а значит, совершать ее можно в любое время, когда этого требует сердце.

Особое значение молитва за усопшего имеет в первые сорок дней после смерти. Это трудный и важный период перехода души из мира земного в мир загробный. Чтобы помочь и поддержать душу новопреставленного на этом этапе, обычно читаются канон и Псалтирь.

По окончанию сорокадневного срока умерший по-прежнему продолжает нуждаться в молитвенной заботе живых. Читать канон за единоусопшего можно в дни особого поминовения — общецерковные и личные. В календаре Русской Православной Церкви есть несколько поминальных дней: шесть родительских суббот (Мясопустная, три Великопостных, Троицкая и Димитриевская), Радоница и день памяти усопших воинов 9 мая. В храмах совершаются заупокойные богослужения, а затем верующие посещают могилы своих близких. После службы, где звучат молитвы обо всех усопших христианах, можно помолиться и за одного конкретного человека. Прочитать канон за него можно также и в годовщину его смерти, день рождения, именины и в любую другую дату, которая была значима для него при жизни.

Что же касается ограничений, то нежелательно читать канон об усопшем в дни, когда в храмах отменяются заупокойные богослужения — так в дни Святой Пасхи, когда даже отпевание совершается особым чином, его стоит заменить на пасхальный.

Когда вы хотите помолиться о нескольких людях, то нужно выбрать канон о многих усопших.

Старообрядческий канон о единоумершем

Старообрядчество стало отдельным ответвлением в русском православии в середине XVII века. Поэтому представители этого религиозного течения используют тексты многих молитв и канонов, написанных и составленных до момента раскола. Но при этом старообрядчество неоднородно, а потому встречается много разночтений и расхождений в деталях, как нужно молиться в той или иной ситуации.

Так например, встречаются указания, что после сорокового дня после смерти следует читать другой канона об умершем. В то время как новообрядцы могут читать и все тот же канон о единоусопшем, поминая уже не новопреставленного, а просто преставившегося раба Божьего, и канон о многих, молясь сразу за нескольких покойных.

Старообрядческий канон за единоумершего, читаемый до сорокового дня после смерти, мало чем отличается от приведенного в обычном православном молитвослове. Эта молитва существовала и активно использовалась в XVII веке. Но так как правила, обычаи и схема чтения у староверов имеют особенности, следует использовать для личной молитвы только тексты и рекомендации Русской Православной Церкви.

0
2
Сохранить
Поделиться: