Как поминать на Пасху — один из вопросов, который возникает в дни празднования Воскресения Христова
Прежде чем ответить на ряд вопросов в связи с поминовением усопших в пасхальные дни, напомним, что у христиан существует два вида поминовения — личное и общественное (церковное). Лично мы поминаем усопших, когда молимся сами, причем можем делать это как своими словами, так и текстами готовых молитв (например, читая канон об усопшем, панихиду или литию для мирян). Церковное поминовение, то есть церковную молитву, возглавляет священник (или епископ), и тут речь идет о поминовении на проскомидии (подготовительной части Божественной литургии, на которую мы подаем записки), о литии или панихиде, которую совершают верующие вместе со священником.
Напомним также, что, хотя мы готовим традиционные для поминального стола блюда (кутью, блины, часто пекут пироги), сама по себе еда не имеет сакрального смысла и служит просто способом подкрепить свои силы.
Можно ли поминать на Пасху и на пасхальной неделе?
Безусловно. И на Пасху, и в каждый день Светлой седмицы мы совершаем Божественную литургию, стало быть, совершается и проскомидия, на которой как раз и вынимаются с молитвой частички и о здравии, и об упокоении.
Панихиды или литии в храме в этот период не совершаются, потому что печальные заупокойные молитвы не соответствуют радостному настроению Пасхи. Это ни в коем случае не означает, что покойные «обделены»: все-таки основное церковное поминовение — это именно Проскомидия. Если возникнет необходимость отпевания, конечно же, отпевание будет, но особым, пасхальным чином.
Что касается домашнего поминовения, можно поминать покойного своими словами или читать о нем Пасхальный канон.
Один из вариантов церковного поминовения — это чтение Псалтири по усопшему. В принципе, дома можно молиться так, как вам бы хотелось, но если есть стремление соотнести свое молитвенное правило о покойном с Уставом храмового богослужения, Псалтирь не нужно читать до вечера субботы Светлой седмицы (и потом продолжить читать с той кафизмы, на которой вы остановились, т. е. как если бы не пропускали дни).
Чтение канона об усопшем, панихиды и литии — традиционно все это переносится на время после Радоницы, первый вторник после Светлой седмицы. Это день особого поминовения усопших, который как раз и предусмотрен Церковью как начало обычного поминовения усопших после пасхального перерыва. Тогда же принято и посещать кладбища. На Светлой седмице на кладбища не ездят.
Когда поминать, если годовщина на Пасху
С Пасхи и до понедельника после Светлой седмицы единственное церковное поминовение, которое совершается, — это поминовение на проскомидии (и отпевание). Вплоть до Радоницы ни панихиды, ни литии не совершаются, а дома, как мы уже писали выше, читается Пасхальный канон, а не обычный канон об усопшем, панихида или лития.
Если годовщина со дня смерти приходится на Пасху, в сам день Пасхи (или накануне, в субботу) можно подать записку о упокоении на проскомидию, чтобы человека помянули прямо на пасхальной литургии. В остальные дни Светлой седмицы можно также подавать записки, а помянуть более обстоятельно стоит уже на Радоницу.
Как поминать, если 40 дней приходится на Пасху?
Точно так же, как если на Пасху приходится годовщина со дня смерти: подать записку на проскомидию. А все прочие мероприятия отложить до Радоницы.
Когда ходить на кладбище на Пасху
Традиция посещать кладбища на Пасху — это наследие советского времени. На самом деле, если ориентироваться на церковную традицию, окажется, что ни на Пасху, ни в Светлую седмицу на кладбище ездить не нужно.
Поездка на кладбище предполагает прежде всего молитвенное поминовение усопшего: чтение панихиды или литии или молитву на могилке — самостоятельно или вместе со священником. Поскольку, как мы написали выше, в пасхальные дни эти молитвы не читаются, а в Церкви возможно только поминовение на литургии, то и поездка на кладбище теряет свой основной смысл и традиционно переносится на Радоницу.
Единственное исключение — это погребение. Если так случилось, что человек умер перед Пасхой, на Пасху или на Светлой неделе и его хоронят в пасхальные дни, на кладбище, конечно же, поехать нужно. Но молитва об усопшем в эти дни, то есть отпевание, будет очень светлой, праздничной и непохожей на то, как все совершается в остальные дни года.
Как поминать на Радоницу
Радоница, первый вторник после Светлой седмицы, — день особого поминовения усопших, который примечателен тем, что после светлых пасхальных дней в Церкви «возвращаются» все способы поминовения усопших.
На Радоницу служится первая панихида после Великого Четверга Страстной седмицы (по Уставу, в Великий пост поминальные службы совершаются только в определенные дни, а с Великого Четверга до Радоницы не совершаются вообще). Панихиду служат или до, или после Божественной литургии. Она примечательна тем, что заупокойные тексты соединены с пасхальными. Это очень красивая, торжественная и единственная в своем роде служба.
Помянуть родных нужно молитвой: подать записку на проскомидию (лучше это сделать накануне Радоницы или успеть прийти до начала Божественной литургии) и написать записку на панихиду, о которой сказано в предыдущем абзаце (это можно сделать или накануне, или до службы). Лучше всего не просто подать записку, но поучаствовать в богослужениях лично. Если возможности нет совсем, помолиться об усопших дома (прочитав, например, литию).
Напомню, что до Вознесения вместо молитвы «Царю Небесный» трижды читается тропарь Пасхи:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Вместо молитвы «Достойно есть» читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
Именно на Радоницу принято посещать кладбища (часто и на литургию и панихиду едут в храм при кладбище, чтобы потом сразу пойти навестить могилку). На кладбище стоит прибраться и прочитать литию (для мирян) самостоятельно или пригласить священника из храма, чтобы он послужил на могилке.
Поскольку поминовение — это молитвы, оставлять еду на могиле не нужно: покойному она не нужна, сакрального смысла не несет, вера в то, что мы «кормим» покойных, — это язычество и не имеет ничего общего с христианством. В некоторых местностях принято украшать захоронение — крест, ограду — лентами или цветами. Это локальные традиции, опять же, на судьбу покойного они никак не влияют, но, если есть настроение и желание, можно так сделать.
Что касается обеда, можно собраться с родными после поездки на кладбище и вместе пообедать, приготовив традиционные для поминальной трапезы блюда (кутья, блины). Но напомню еще раз: сама еда не является поминовением и никак не влияет на посмертную участь души человека. Имеют значение только молитвы.
Как в церкви поминают усопших от Пасхи до Вознесения
О поминовении от Пасхи до Радоницы уже было написано выше.
От Радоницы до Вознесения в Церкви совершаются уже все виды поминовений, с той лишь разницей, что до Вознесения вместо молитвы «Царю Небесный» трижды читается тропарь Пасхи («Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»), а вместо «Достойно есть» читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона.
Так что в храме можно подавать записку на проскомидию и панихиду, а дома читать канон об усопшем, панихиду, литию (для мирян) и возобновить (с вечера Светлой субботы) чтение Псалтири об усопшем, если вы таковую читаете.