
К христианам пост перешел из Ветхого Завета. Тогда он означал полное воздержание от еды и длился от нескольких часов до нескольких дней (Моисей постился все 40) и означал жертву, в которую человек приносил сам себя. С возникновением христианства посты стали пониматься как сугубое покаяние, их продолжительность увеличилась, но в это время разрешалось есть определенную пищу — постную. Прежде всего верующие отказывались от мяса и продуктов животного происхождения. Так сформировались многодневные посты: Великий, Успенский, Петров, Рождественский и однодневные в среду, пятницу, Крещенский сочельник (18 января); Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября); Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
Великий пост возник как воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и также как подготовка верующих к таинству Крещения, которое происходило в Великую Субботу, за день до Пасхи. Вместе с желающими креститься стали поститься и уже крещеные христиане. Окончательно сроки поста сформировались в IV веке, а 69-е апостольское правило закрепляет этот пост как обязательный для всех христиан. В нем же есть указание на соблюдение однодневных постов в среду (день, когда Христа предали) и пятницу (день, когда Христа распяли) в течении всего года с несколькими исключениями в виде «сплошных» недель, когда нет постных дней.
Утвержден в память о том, как постились апостолы, прежде чем отправиться на проповедь Евангелия (Деян 13:3). Изначально Петров пост был так называемым «компенсаторным», то есть для тех, кто не смог соблюдать Великий пост (например, человек был в плавании). Этот пост начинался после Пятидесятницы (Троицы) и заканчивался в конце августа на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас пост начинается через 9 недель после Пасхи, а заканчивается всегда 12 июля, в день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла, т. е. может длиться от 8 до 40 дней, а по строгости намного уступает Великому.
Успенский пост — вторая часть «компенсаторного» (смотрите слайд № 2) поста, из которого ради человеческой слабости убрали целый месяц — июль. Пост установился около X века. Теперь он начинается 14-го и заканчивается 28-го августа — в день Успения Пресвятой Богородицы, к которому верующие готовят себя постом. По строгости сравним с Великим постом: рыба разрешается один раз — на праздник Преображения Господня (19 августа).
Рождественский пост установили около IV века и длился он всего 7 дней — так верующие стали готовиться к празднику Рождения Спасителя. С XII века пост длится уже 40 дней, и таким спустя два века его узнает Русская Церковь. Строгость Рождественского поста сравнима с Петровым, устав разрешает есть рыбу. Сейчас пост длится с 28 ноября по 6 января.
Человек и его духовник. Устав, по которому живет современная Православная Церковь — монастырский (Иерусалимский устав). Это максимально жесткие требования, причем сформированные исключительно для монахов. О том, как поститься, можно узнать из подробного календаря питания (например, Рождественского), но использовать его следует только как ориентир. О точном рационе лучше всего советоваться со священником.
С помощью поста Церковь напоминает человеку о важных событиях в истории спасения и готовит его к ним. Также пост можно сравнить с «духовной профилактикой», когда человек больше задумывается над своими поступками, мыслями и словами. Он учит подчинять желания разуму и воле, а их, в свою очередь, — слову Божьему.
Журнал «Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
Благодарю!!! Храни вас Господь.
СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРЮ!
Здравствуйте, анемия, ЯБЖ, аменорея,туберкулёз, рахит.
А почему убраны комментарии?
Я не так давно начала воцерковляться. Возможно неправа в своих суждениях (если так, то поправьте). Я абсолютно согласна что цель поста прежде всего духовная профилактика. Но с другой стороны в посте именно польза для нашего телесного здоровья. Ведь от животной пищи организм закисляется и болеет, ему просто необходим отдых. По себе скажу, что у меня многолетняя проблема с желудком, как поем чего не того и потом боли мучают. Но во время поста никогда ничего не болит. Тоже самое могу сказать о заповедях Божьих. Ведь они действительно даны для нашего блага. Если говорится «не завидуй», так это потому что зависть сьедает людей, делает из несчастными. И так взять любую заповедь из всех. Все что Господь создал для нас есть во наше спасение и благо. Но мы бежим от этого почему-то вместо того, чтобы идти на встречу.