Что общего у церковной мозаики и поисков современного светского искусства? Художник-монументалист Алексей Жучков утверждает – византийские корни. Причем ему удается реализовывать свои творческие поиски как в церковной, так и в светской мозаике.

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Мозаичные вазы, Парк Горького, Москва, 2013

 

Свято-Димитриевский монастырь. Крест Голгофа (фрагмент), 2014

 

Мозаика Архангел Гавриил. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Абрютинские выселки. Рязань, 2016

– Мне не интересна светская монументальная мозаика. Да, работы в светской архитектуре у меня есть. Например, я делал 2,5-метровый вазон в Москве, в парке Горького. Это была реконструкция ваз, созданных в двадцатых годах прошлого века. Вообще сейчас для монументалистов много светских заказов мозаики – бассейны, хамамы и прочее. Но, слава Богу, я могу выбирать и выбираю мозаику для Церкви.

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Хиландар (триптих). 2016, мозаика

Однако Алексей делает не только церковную мозаику, но и светскую. Только здесь его работы – не монументальное искусство в привычном его понимании: их можно просто повесить на стену – как картину. Во многих из этих работ он словно проводит связь между тем Горним миром, к которому прикасается в церковных работах, с нашим, здешним.

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Хиландар. 2016, 50х50, мозаика

Алексей говорит, что вдохновение, как для церковной, так и для светской мозаики черпает в Византии, в образцах византийской мозаики: «В одной светской мозаичной картине могут быть реплики к мозаикам, например, Равенны, монастыря в Хоре и так далее. Просто пример - я не раз использовал кладку камня «рыбья чешуя», которую видел именно в византийских мозаиках, только там она - совершенно других тонах и с совершенно другими материалами. В светской мозаике я нередко использую те же творческие ходы, что и во время создания церковных мозаик».

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Черный пейзаж, мозаика, 40х62, 2013

 

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Выставка "В прозрачном воздухе бетона"

Византия – основополагающий, но не единственный источник для вдохновения светских мозаичных картин художника. Из огромного пласта искусства прошлого он берет нечто важное и интересное для себя.

Фото 2, 62, 63, 59

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Иверон. Мозаика, 100х260, 2016

 

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Алексей Жучков. Среди камней. Галерея "Ковчег"

 

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Алексей Жучков. Среди камней. Галерея "Ковчег"

 

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Алексей Жучков. Среди камней. Галерея "Ковчег"

«Художники-станковисты, которые пишут картины, нередко относятся к мозаике исключительно как к прикладному виду искусства, а не художественному, - говорит Алексей. – Сегодня мы видим превращение мозаики в какие-то арт объекты, которые живут в городах, в парках. Мозаику можно повесить на стену, как картину".

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Натюрморт с бутылями, мозаика, 51х79, 2012

 

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Белый пезаж II, мозаика, 50х70, 2015

 

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Натюрморт с инжиром, мозаика, 52х40, 2012

Древние техники, традиционные материалы в работах Алексея Жучкова сочетаются с более современными, например, в них может появиться проволока, арматура. Более того, в одной работе могут прекрасно сосуществовать разные техники, в мозаике – элементы живописи, причем иногда живописные задачи решаются с помощью разных тонов клея.

Мозаика Архангел Михаил для храма во имя Архангела Михаила в Подвязье. Рязанская область. 2013

 

Мозаика Иоанн Креститель. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Константиново. 2014

«То, что я делаю для Церкви – точно такое же творчество, как и и все остальное, что я делаю как художник. Понятно, что в церковной мозаике свои каноны, и художник многое себе позволить не может. Но и в светской мозаике я себя ограничиваю. Свобода – это же не вседозволенность: что хочу, то и ворочу. Это, наоборот, вдумчивое отношение к тому, что ты делаешь. И свобода есть и в церковном искусстве, и в светском. Только нужно понимать ее правильно и правильно пользоваться. Даже на уровне работы с материалом: я отдаю себе отчет, что я не могу что-то сделать по кладке камня, по каким-то движениям, по использованию конкретного материала».

Димитриевский храм. Свято-Димитриевский монастырь. Скопин. Мозаики Евфимия Всесхвальная, крест Голгофа. Создание иконостаса и роспись храма. 2013-2015

 

Мозаика Архангел Гавриил (фрагмент). Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Абрютинские выселки. Рязань. 2016

 

Свято-Димитриевский монастырь

 

Димитриевский храм, Свято-Димитриевский мужской монастырь

"Многие современные художники, работающие для Церкви, пришли к вере уже во взрослом возрасте. То есть, церковная жизнь, как ее внешняя, так и внутренняя глубинная сторона - все это приходилось узнавать, впитывать, постигая азы. Византийским художникам в этом смысле было проще – они рождались в церковной традиции, обсуждение вопросов веры звучало в их жизни постоянно, везде, даже на улице. Так что, приступая к иконе, они все понимали про смыслы, и могли ставить перед собой художественные задачи, чтобы показать эти смыслы как можно глубже. Современным художникам сложнее. Им надо было и азы освоить, причем – экстерном, и двигаться дальше. Приходится идти путем проб, ошибок".

Монтаж мозаики Покров Пресвятой Богородицы. Монастырь Животворящего Креста Господня. 2013

"Каждый конкретный заказ провоцирует на то, чтобы глубже изучить конкретный образ, историю его написания. Например, в Архангельском храме хотят видеть мозаичную икону архангела Михаила. Ты начинаешь не только искать визуальный ряд, который может помочь решить тебе ту или иную задачу, но и обращаешься к Священному Писанию, к трудам Святых Отцов, и так далее".

"Кстати, когда я в Греции общался с местными иконописцами, то увидел разницу между работой над иконой у нас и там. Если мы идем по пути изучения того или иного изображения и пытаемся вложить его в архитектуру, то греки, в первую очередь, идут от слова, от текста. Мне кажется, синтез этих подходов способен дать художнику возможность как можно глубже раскрыть тот или иной образ.

 

 

Информация о художнике:

Алексей Жучков

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
Фото Полины Арзамасцевой

Родился в Москве в 1982 году.

В 2001 году окончил Московский академический художественный лицей при РАХ, в 2007 году - Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская монументальной живописи профессора Е. Н. Максимова).

2010—2013 - Творческие мастерские РАХ, Российской Академии Художеств.

Стипендиат Министерства Культуры РФ (2008, 2016).

Некоторые монументальные работы:

2009—2010 - участие в росписи Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, Москва

2012—2015 - создание мозаик и росписи для Димитриевского храма, Димитриевского мужского монастыря (Скопин, Россия)

2016 - мозаика для Пантелеймоного монастыря (Афон, Греция)

2016 - экстерьерные росписи колокольни монастыря Дионисиат (Святая Гора Афон, Греция).

В 2006 году награжден орден Преподобного Сергия Радонежского II ст.

 

Текст подготовила Головко Оксана

0
0
Сохранить
Поделиться: