Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка!

На вопрос о том, почему нет неоспоримых доказательств существования Бога (то есть почему в Бога нужно именно верить), чаще всего отвечают, что если бы существование Бога было бы для всех очевидным, это было бы проблемой для человека в вопросе проявления им своей свободной воли (человеку пришлось бы поверить в Бога и жить по Его заповедям).

Однако в этой логике есть серьёзная проблема ввиду того что, наверное, самый распространённый миссионерский приём — это сказать человеку «стань христианином, иначе попадёшь в ад». То есть, по сути, главным аспектом веры многих людей является вера в вероятность вечных мук. А дальше вступают в силу 2 фактора.

Во-первых в существование ада верят миллиарды людей (что мешает этому гипотетическому человеку просто отбросить это утверждение, как несущественное). Во-вторых, ему говорят, что если он не предпримет определённые действия, то лично он будет вечно мучится в аду.

Проще говоря, вряд ли кто-то в здравом уме будет хвататься за оголённый провод, не зная, обесточен он или нет (особенно если нет возможности это проверить), в данном случае разумнее предположить, что по проводу идёт ток. Причём для того, чтобы прейти к таким выводам, не обязательно быть свидетелем того, как кого-то убило током. Однако отличие этого примера от предыдущего в том, что во-первых губительность тока, для живых существ, вполне проверяема (и для того, чтобы её проверить, не обязательно самому хвататься за провод), во-вторых, вера в то, что меня может убить током, не имеет какого-то высокого философского смысла и при слишком большой любви к оголённым проводам меня просто закроют в психиатрическую больницу, дабы я не навредил сам себе.

Резюмируя всё вышесказанное: мне очень трудно совместить тезисы о свободе воли (в контексте утверждения из первого абзаца) и запугивание (в миссионерских целях) адскими муками для тех, кто не поверил.

Заранее спасибо за ответ!

Николай

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие благословение!

Дорогой Николай, многие доказательства бытия Бога выстроены логически, но это не совсем то, что нужно на самом деле. Ими увлекались на Западе, поскольку схоластика, сильно развившаяся в недрах католичества, как раз опиралась на логику, изучение Аристотеля и те логические методы, которые некогда описал этот великий античный мыслитель. Я не против Аристотеля, он создал прекрасные тексты и был первооткрывателем или первоописателем многих областей знания, прекрасным систематизатором накопленных знаний и опыта, но есть вещи, о которых невозможно говорить на языке логики, в том числе это касается существования Бога.

Чтобы о Нем рассуждать логически, нужно быть очень хорошо подкованным в логике, чтобы избежать ложных ходов мысли, нужно изучить традицию формирования науки логики, уметь виртуозно обращаться с аргументами, предпосылками, проводить логические операции в разговорах на любые темы, и тогда Вы сможете применять эти методы в разговоре о Боге. Нужно ли это? Я не уверен, потому что вообще религиозная традиция строится не от теоретических построений, а от реального жизненного опыта.

Я не знаю, с кем Вы общались, я вот не вижу, что «самый распространённый миссионерский приём — это сказать человеку „стань христианином, иначе попадёшь в ад“». Еще в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский описал три ступени совершенства в вере. Первая, самая низкая — это верить из страха наказания. Это то, что Вы упоминаете. Это вера, да, но рабская. Вторая ступень, чуть получше — вера из стремления к награде. Третья, совершенная и самая естественная для человека — вера, основанная на любви к Богу, а любовь у нас всегда опирается на личный опыт Богообщения. И я бы Вам посоветовал запомнить это, чтобы не действовать в рабской логике и не слушать тех, кто проповедует, не поднявшись с самой первой, самой несовершенной ступени в вере. Недаром всегда было принято, что традицию передает тот, кто целиком прошел все ступени духовного возрастания, а не тот, кто делает первые шаги в вере или кто задержался на первых и даже средних шагах и пока не продвинулся дальше. Такие люди не должны проповедовать, они должны спокойно, с любовью заниматься собственной духовной жизнью и слушать мудрых и опытных наставников.

Вам же я посоветую найти священника, которому Вы будете регулярно исповедоваться, с которым будете обсуждать вопросы Вашей духовной жизни, молиться Богу и просить Его помочь Вам в общении с Ним, помочь привести себя в такое внутреннее состояние, которое не противоречит любви, и именно в таком состоянии человек и сейчас, и потом, в Вечности, сможет пребывать с Богом. Ваша воля — делать это или не делать. Но Вы просто знайте, что призван человек к Богообщению, соработничеству (синергии) с Богом и пребыванию в Божией любви. Вся аскетика — о том, как из себя убрать то, что этому мешает. Все молитвы — это просьбы к Богу помочь реализовать свое человеческое призвание и благодарность за помощь, которую Он уже ниспослал человеку. Посты — это аскетические упражнения, как физические, так и духовные. И так далее. Выбор человека — реализовать себя в полноте и быть в жизни Вечной там, где он потенциально может быть, или пренебречь этим сокровищем и уйти в небытие, так и не раскрыв свой истинный потенциал.

Выбирайте! Помогай Вам Бог!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
9
0
Сохранить
Поделиться: