
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка!
На вопрос о том, почему нет неоспоримых доказательств существования Бога (то есть почему в Бога нужно именно верить), чаще всего отвечают, что если бы существование Бога было бы для всех очевидным, это было бы проблемой для человека в вопросе проявления им своей свободной воли (человеку пришлось бы поверить в Бога и жить по Его заповедям).
Однако в этой логике есть серьёзная проблема ввиду того что, наверное, самый распространённый миссионерский приём — это сказать человеку «стань христианином, иначе попадёшь в ад». То есть, по сути, главным аспектом веры многих людей является вера в вероятность вечных мук. А дальше вступают в силу 2 фактора.
Во-первых в существование ада верят миллиарды людей (что мешает этому гипотетическому человеку просто отбросить это утверждение, как несущественное). Во-вторых, ему говорят, что если он не предпримет определённые действия, то лично он будет вечно мучится в аду.
Проще говоря, вряд ли кто-то в здравом уме будет хвататься за оголённый провод, не зная, обесточен он или нет (особенно если нет возможности это проверить), в данном случае разумнее предположить, что по проводу идёт ток. Причём для того, чтобы прейти к таким выводам, не обязательно быть свидетелем того, как кого-то убило током. Однако отличие этого примера от предыдущего в том, что во-первых губительность тока, для живых существ, вполне проверяема (и для того, чтобы её проверить, не обязательно самому хвататься за провод), во-вторых, вера в то, что меня может убить током, не имеет какого-то высокого философского смысла и при слишком большой любви к оголённым проводам меня просто закроют в психиатрическую больницу, дабы я не навредил сам себе.
Резюмируя всё вышесказанное: мне очень трудно совместить тезисы о свободе воли (в контексте утверждения из первого абзаца) и запугивание (в миссионерских целях) адскими муками для тех, кто не поверил.
Заранее спасибо за ответ!
Николай
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие благословение!
Дорогой Николай, многие доказательства бытия Бога выстроены логически, но это не совсем то, что нужно на самом деле. Ими увлекались на Западе, поскольку схоластика, сильно развившаяся в недрах католичества, как раз опиралась на логику, изучение Аристотеля и те логические методы, которые некогда описал этот великий античный мыслитель. Я не против Аристотеля, он создал прекрасные тексты и был первооткрывателем или первоописателем многих областей знания, прекрасным систематизатором накопленных знаний и опыта, но есть вещи, о которых невозможно говорить на языке логики, в том числе это касается существования Бога.
Чтобы о Нем рассуждать логически, нужно быть очень хорошо подкованным в логике, чтобы избежать ложных ходов мысли, нужно изучить традицию формирования науки логики, уметь виртуозно обращаться с аргументами, предпосылками, проводить логические операции в разговорах на любые темы, и тогда Вы сможете применять эти методы в разговоре о Боге. Нужно ли это? Я не уверен, потому что вообще религиозная традиция строится не от теоретических построений, а от реального жизненного опыта.
Я не знаю, с кем Вы общались, я вот не вижу, что «самый распространённый миссионерский приём — это сказать человеку „стань христианином, иначе попадёшь в ад“». Еще в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский описал три ступени совершенства в вере. Первая, самая низкая — это верить из страха наказания. Это то, что Вы упоминаете. Это вера, да, но рабская. Вторая ступень, чуть получше — вера из стремления к награде. Третья, совершенная и самая естественная для человека — вера, основанная на любви к Богу, а любовь у нас всегда опирается на личный опыт Богообщения. И я бы Вам посоветовал запомнить это, чтобы не действовать в рабской логике и не слушать тех, кто проповедует, не поднявшись с самой первой, самой несовершенной ступени в вере. Недаром всегда было принято, что традицию передает тот, кто целиком прошел все ступени духовного возрастания, а не тот, кто делает первые шаги в вере или кто задержался на первых и даже средних шагах и пока не продвинулся дальше. Такие люди не должны проповедовать, они должны спокойно, с любовью заниматься собственной духовной жизнью и слушать мудрых и опытных наставников.
Вам же я посоветую найти священника, которому Вы будете регулярно исповедоваться, с которым будете обсуждать вопросы Вашей духовной жизни, молиться Богу и просить Его помочь Вам в общении с Ним, помочь привести себя в такое внутреннее состояние, которое не противоречит любви, и именно в таком состоянии человек и сейчас, и потом, в Вечности, сможет пребывать с Богом. Ваша воля — делать это или не делать. Но Вы просто знайте, что призван человек к Богообщению, соработничеству (синергии) с Богом и пребыванию в Божией любви. Вся аскетика — о том, как из себя убрать то, что этому мешает. Все молитвы — это просьбы к Богу помочь реализовать свое человеческое призвание и благодарность за помощь, которую Он уже ниспослал человеку. Посты — это аскетические упражнения, как физические, так и духовные. И так далее. Выбор человека — реализовать себя в полноте и быть в жизни Вечной там, где он потенциально может быть, или пренебречь этим сокровищем и уйти в небытие, так и не раскрыв свой истинный потенциал.
Выбирайте! Помогай Вам Бог!
Какой прекрасный ответ дан на вопрос! Даже при моём ничтожно малом опыте духовной жизни, постоянных сомнениях и колебаниях, я все-таки могу сделать вывод. Что все попытки поступать с окружающими и с жизнью, исходя из соображений логики и справедливости, понятой только умом, все эти попытки приводят к конфликтам и ощущению, что ты "ведомый". Как буд-то тащат тебя по дороге ума и справедливости, а за тобой выжженое поле остается. И наоборот, если в основу отношения к людям и к жизни пытаться ставить Милосердие, Любовь и Доброту, то все меняется логике вопреки. Пытаться - потому что все-таки это очень сложно, и каждый раз надо делать этот выбор заново. Истина, она как-то неизмеримо выше нашего человеческого ума. Как Милосердие выше справедливости. Простите,много слов.
Запугивание ( любое ) - это манипуляция человеком с определённой целью.
Что касается церковных традиций, о которых пишет о.Андрей, то в России после Октябрьской революции они были почти прерваны. В Союзе были другие ценности и другие традиции, на которых выросло не одно поколение. Поэтому требовать ( массово ) от людей того, чтобы они вдруг все стали любящими по-евангельски не получается. Вера и любовь воспитываются. Правильные и добрые привычки формируются годами.
Марина, если причина нынешнего упадка православия в тяжком наследии советского режима, то уже должно быть заметное улучшение по сравнению с восьмидесятыми годами. Ибо вот уже более тридцати лет нет СССР, а гонения вовсе сошли на нет ещё в советское время. Однако рождаемость в России на треть ниже, чем в поздней РСФСР. Две трети браков на Руси ныне заканчиваются разводами. Да и снижение числа абортов вызвано нравственным подъёмом или распространением заведомо бесплодной противоестественной похоти?
Знаете, к чему привели 30 лет без коммунистов? Совсем не к возрождению православия. Попы из проповедников превратились в пропогандонов, вещают не христианские истины, а идеологию. Дело доходит до явной лжи, вроде того, что война 1914 года была освободительной. Это официальные лица РПЦ. Послушайте Тихона Шевкунова. И большинство попов появляющихся на экране топят за царя и против ужасных коммуняк. Слушать противно. А если пастыри такие, то совсем не странно, что и паства к Христу не приближается.
Николай,
"Во-первых в существование ада верят миллиарды людей (что мешает этому гипотетическому человеку просто отбросить это утверждение, как несущественное)."
Гипотетический человек может вспомнить, что это логическая ошибка "Апелляция к большинству ".
"Во-вторых, ему говорят, что если он не предпримет определённые действия, то лично он будет вечно мучится в аду."
А это уже ошибка "Обращение к последствиям"
Таким образом из наличия распространенной веры в ад не следует её истинность. Собственно, поэтому в вашем самом первом вопросе ("почему нет неоспоримых доказательств существования Бога") идет речь именно о "неоспоримых доказательствах".
Сам я считаю, что защита от свободной воли не работает по другим причинам: существование естественного зла (стихийные бедствия и т.д.) и примеры предоставления явных доказательств Богом в писаний (личное общение, Гедеон и шерсть, Илия и огонь с неба на мокрый жертвенник и т.д.).
На словах служащих Богу из любви много, а на практике мало 🙁
Плохо у людей на Руси стало даже с любовью супружеской и родственной. Какая уж тут любовь к Богу?
Так и это в Библии предсказано. Хотя бы в Евангелие от Матфея, глава 24. Ничего удивительного.
Всё в ваших руках. Просите Бога в молитве дать вам настоящую, всеобъемлющую любовь, и будет вам. По вере вашей да будет вам - говорит Господь. Просите - и дано будет, повторяет Он! Только нужно действительно ЗАХОТЕТЬ этого. И просить Бога о помощи. И будет.
Вячеслав, в том и дело, что по вере нашей. Бог всё то же, что и в век распространения русских на половину Евразии. Однако верующие 21-ого века сильно отличаются от верующих 19-ого века. Тогда статистической нормой была неграмотность, а об Интернете даже не мечтали. Ныне верующие новые, а веры православной нет обновления. Прежде верные слова церковно-славянского языка стали для русского уха малопонятным бормотанием вроде украинской мовы. Обряды стали пустым времяпрепровождением слишком для многих. Даже после причастия воодушевления хватает на считанные дни, часы... Порою вовсе люди причащаются в осуждение. При этом в РПЦ откатили даже то обновление, что было век тому назад. "Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые".
Обновление может пройти неудачно и лишь ускорить конец нашей поместной церкви. Однако без обновления вдохновляющего достаточное число верующих жить по-христиански дальнейшего упадка разве удастся избежать?