Вопрос читателя:

Добрый день! Танатофобия (сильнейший страх смерти) не дает мне спокойно жить, ничему радоваться, видеть в будущем хорошее. Круглые сутки то ищу доказательства существования души, то читаю прогнозы о победе биологии над старостью, то просто плачу и извожу мать и друга своими переживаниями. У меня есть проблемы со здоровьем, держащие меня дома, но они не летальные, вроде бы. Мне всего 22 года, но тем не менее. Не улучшило ситуацию то, что за три последних года умерли отец, бабушка и дядя. Знакомые-материалисты и некоторые ученые придерживаются мнения «смирись, в мире и так нету смысла, и вообще личность/душа — иллюзия, так что нет разницы». Но меня эта мысль приводит в ужас! Не может такого быть. Думала, что если этот кошмар докажут, проще уничтожить себя сразу, чем годами бояться, тем более «мы всего лишь колонии бездушных клеток».

Не знаю, куда податься и как с этим справиться. Верующих среди знакомых нет, даже сама не крещеная — но больше писать некуда. Надеюсь, на это письмо ответят.

Спасибо! Евгения

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Евгения!

Страх смерти — это совершенно нормальное для человека явление. Кончено же, человек боится смерти. А знаете почему? Потому что в нем, в какой бы традиции он ни был воспитан, живет внутри знание о том, что сам он бессмертен и принадлежит не конечному материальному миру (который рано или поздно закончится, хоть и через миллиону лет), а миру вечному, конца которому не будет. И парадокс нашего существования состоит в том, что мы, будучи бессмертными, смерти подвергаемся. Почему? Потому что наши далекие-далекие предки, Адам и Ева, совершили ошибку, выбрав жизнь без Бога. Жизнь с Богом — это о вечности, жизнь без Бога — это о конечности, а конечность, прекращение материального существования мы называем словом «смерть».

Вся история человечества в Священном Писании подана именно с этой точки зрения — как строятся отношения с Богом (в частности, поэтому в ней нет ничего об эволюции и массе других вещей, так как для главной задачи это несущественно), и траектория этой истории — и для целых народов, и для каждого человека в отдельности — это о том, как человек в своем личном опыте преодолевает тот давний выбор Адама и Евы, когда в принципе получился этот выбор между вечностью и небытием. Восстановить отношения с Богом вне зависимости от поступка Адама и Евы стало возможным, благодаря Христу (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?).

Если Вы хотите себя реализовать в полноте по-человечески, как это задумано Богом, когда Он творил человека, как это продиктовано Вашим, человеческим, способом бытия, я бы Вам советовал задуматься об отношениях с Богом и связи с Богом. Постепенно, начав с разговора со священником (см. Когда пообщаться со священником?).

Душа у Вас есть, это совершенно точно, как и у любого человека. Сама смерть — это конец сосуществования души и тела, отделение души от тела. Тело, как и всякое материальное, имеет конец, и этот конец мы видим. А душа, как всякое нематериальное, вечна, и вопрос в том, получится ли у нее быть с Богом или нет (если вести правильную жизнь, духовную жизнь, то получится).

Конкретно сейчас Ваш страх во многом обусловлен еще и уходом трех близких людей. Потеря близкого — это очень страшно, тройная потеря — страшно втройне, и встреча со смертью (поскольку сейчас мы видим смерть не так часто) переживается часто как шок и заставляет о многом задуматься. Чтобы Вы могли спокойно жить дальше, помимо разговора со священником и начала духовной жизни, я Вам очень советую поговорить с психологом, можно по полису, можно поискать православного, чтобы разобраться именно с собственными переживаниями, исходя из Вашего опыта.

Потихонечку начинайте разбираться — и разберетесь.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
1
Сохранить
Поделиться: