Как соотнести православие и психологию? – Православный журнал «Фома»
Как соотнести православие и психологию?

Как соотнести православие и психологию?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день!

У меня вопрос о православии и психологии. Имея некоторые психологические проблемы (в основном связанные с эмоциональной зависимостью), я обращалась к психотерапевтам. И нахожу в их рекомендациях несоответствие, а порой и просто нечто противоречащее религиозным правилам. Я воцерковленный человек, читаю и Евангелие, и святых отцов. И тот пример Христа, который нам нужно взять за образец, отличается от психологических советов.

Например, есть такая страсть — гордость. Святые отцы советуют терпеть все — и упреки, и оскорбления, не высказывать свое мнение, если не спрашивают и т. д. А в связи с зависимым типом личности психологические советы прямо противоположны — стоит почувствовать себя значимым человеком, стать «немного эгоистом». Получается внутреннее несоответствие и конфликт.

Я знаю, что православие лечит дух, а психология — душу. Это разные понятия, конечно. Но у меня почему-то ощущение, что они пересекаются друг с другом или где-то очень близко друг к другу находятся. Возможно, я смешиваю несмешиваемое?

Подскажите, как с этим разобраться. Спасибо.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас благословит!

Существует масса методик в психологии, и не все они соответствуют Слову Божьему. Стоит поискать того психолога, который строит свою терапию, исходя из христианского осмысления проблемы. Возможно, Ваш терапевт подобрал не те термины, и в результате Вы ощутили диссонанс со святоотеческим наследием.

Если Вас что-то смущает в подходе психолога или что-то непонятно, всегда можно задать вопросы и выяснить то, что Вам заинтересовала. Советую так и поступать.

Напомню также, что есть достаточно большая группа православных психологов. Может быть, Вам было бы полезно попробовать обратиться к ним.

В качестве терапии у людей с зависимым расстройством личности используют чаще всего когнитивную или когнитивно-поведенческую психотерапию, цель которой заключается в развитии самостоятельности у пациента и налаживании нормальных связей с ближайшим окружением. Это не предполагает развитие у пациента гордости или гордыни, а лишь приведение в норму.

Божьей помощи Вам.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (17 голосов, средняя: 4,76 из 5)
    Загрузка...
    31 октября 2021
    Поделиться:

    • Николай
      Николай3 недели назадОтветить

      Православное учение и психологию соотнести не сложно, если каждый раз помнить не только то, что говорят, но и то, зачем говорят. А также то, что одни и те же слова используются для обозначения совершенно разных понятий.
      Человек выступает по жизни в разных ролях, у любой роли есть потолок, выше которого подвиг, и плинтус, ниже которого откровенный, неприкрытый и умышленный вред. Когда говорят о необходимости смирять гордыню, имеют в виду, что человеку нужно поднять свой потолок на должный уровень (который нам задал Христос). Когда говорят о том, чтобы почувствовать себя значимым человеком и немного эгоистом, -- что нужно опустить плинтус, который почему-то поднялся выше потолка. Поэтому когда одни святые отцы говорят, что все проблемы от себялюбия, я другие -- что себя надо любить, то одни просят поднять потолок, вторые -- опустить плинтус. И все говорят о важности трезвомыслия и рассудительности, чтобы чётко понимать своё место

    • Мила
      Мила1 месяц назадОтветить

      Чем же гордость плоха? Гордыня - да, а гордиться в меру можно и нужно, это разные понятия. Я горжусь своей семьей, я горжусь своими детьми, я горжусь многими своими согражданами и т.д. - что тут плохого? Я не говорю, что то чем "я горжусь" - это самое лучшее, и лучше чем у вас всех есть, и не выпираю это как хвастовство, но я правда рада, и довольна, и мне это нравится - и это очень хорошие чувства, не умаляющие других. Все во Славу Божью!
      Про психологов. Тоже поднимался этот вопрос в свое время. Какие выводы сделала: 1) если буду обращаться к психологу на постоянной основе, буду искать психолога, чьи убеждения не противоречат моим православным убеждениям - это нормально уточнить сразу, чтоб потом не было недопониманий. 2) Мне действительно приходилось общаться с психологом один раз, она очень хорошо обозначила мою проблему - сказала, "Мила, похоже, вы боитесь быть счастливой, вы застряли в ситуации которая вас не устраивает и пытаетесь в ней устроиться поудобнее". Я поговорила об этом с настоятелем в нашем храме, мне тоже казалось, что мне надо терпеть. И он мне сказал - Господь нас любит, и хочет, чтоб мы были счастливы, действуй чтоб быть счастливой! Наша жизнь зависит от наших действий.
      3) Что я поняла по поводу терпения и отмалчивания: отстаивать границы свои - это нормально, если вы не достигли святости, и вам тяжело даются упреки и оскорбления - это тоже нормально, просто скажите - не надо со мной так, мне это не нравится. С таким умонастроением терпилы маньяк в парке к вам прикапается, а вы будете терпеть - это что, норма? Когда маньяк в парке пристает - надо бежать, орать, иногда и бить, а не терпеть, не дай Бог конечно это всё. Или к вашим детям незнакомый человек подойдет и попросит помочь - вы его как будете воспитывать? Терпи и молчи, иди помогай, ты же хороший ребенок, взрослых надо слушаться? Нет же, нет конечно! Не разговаривай с незнакомыми, ничего не бери у них, никуда с ними не ходи, обратись к взрослым, скажи, кричи, что не знаешь этого человека, забеги в кафе или салон красоты, попроси помощи! То же самое - если созависимые отношения алкоголика-агрессора и жены его, что, терпеть? Терпением будете потакать его страстям! Взяла и съехала, или его отправила к маме - и сиди, молись за него, на расстоянии, дай ему понять, что не будет больше на вашей шее сидеть, и подбухивать за ваш счет. Любовь это не водочки ему купить, чтоб не мучился и не кричал, а заставить его измениться и вылечиться, разве не так?
      Я очень сильно утрировала, простите пожалуйста, но я хотела показать, что далеко не всё надо терпеть. Христианин - это не терпила, а достойный гражданин с внятной жизненной позицией. Возлюби других как самого себя. Как самого себя! Если ты себя не любишь, то как ты будешь других любить? Ты не можешь дать другому, того, чего у тебя нет. Если у тебя нет денег - ты их не дашь, если у тебя нет хлеба - то ты не накормишь. Если у тебя нет любви внутри, ты её другому не отдашь. Если у вас нет ресурса внутри и сил - вы ничего не сможете сделать, ну ведь правда! Пожалуйста, не надо позицию жертвы и терпилы к христианству прикреплять, как тождество. Мне кажется, христианин - это сильная позиция, а не слабая. И впереди всего должна идти любовь, и от нее всё строиться должно, а не от страстей наших и загнания психологических проблем вглубь. Признайте свои слабости и начните их исцелять любовью - в первую очередь любовью к самой себе. Когда подлечите себя, тогда и ближним эту любовь сможете дарить, не упреки, не назидания, а любовь, которая никогда не перестает. Да, где-то надо промолчать - но от любви, от силы, а не от слабости, где-то надо потерпеть - но тоже от любви, а не от комплексов, согласитесь, это не равнозначно звучит. С Богом!

    • Денис
      Денис1 месяц назадОтветить

      Читатель, вы пишите: "Святые отцы советуют терпеть все — и упреки, и оскорбления, не высказывать свое мнение, если не спрашивают и т. д.", Однако среди православных святых есть и воители, которые убивали врагов земли русской и веры православной, к примеру святые князья Александр Невский и Дмитрий Донской вовсе тысячи отправляли на смерть и сами шли во главе войска. Есть и среди ангелов Божьих воители, к примеру архангел Михаил. Нечего путать православие с ересью толстовства, где непротивление злу насилием безальтернативно.

    • Владимир (другой)
      Владимир (другой)1 месяц назадОтветить

      "Есть достаточно большая группа православных психологов..." Откуда же распространяется информация, что православных психологов очень мало?

      И ведь есть ещё мнение (как минимум нескольких священников), что "православная психология" - нонсенс, что психология может помочь только неверующим, а верующим психолог может помочь только направлением к священнику...

      • Иерей Виктор
        Иерей Виктор1 месяц назадОтветить

        Священник занимается душой, а психолог психикой. Это разные вещи