Фото https://www.flickr.com/photos/dvids/3269835136/in/photolist-5YWL4S-6q3FZ9-7HB2KE-qmk8v6-6JHneK-ppyNvH-4PFDSt-6S7yM7-ajutLV-qm9nhc-6EuLeU-dcnMsE-4aWiat-bofHvb-7uHALa-dQCLYP-us5n6D-6pQEUA-5RHSqv-nz4tzZ-hGCFVW-o9idzX-86REXm-fFdMdJ-4MUc9t-8F5nby-4wXMK-KKY96-bEfFPn-bBC3xg-dvcZYK-cB6Jes-tB22gU-ozaAz2-9Dfehy-aYNsx8-pG1ZfT-uHsDw7-8tUZg3-cNLWQw-81Yq7D-5cdALv-8vLf9G-atFZ4V-85jUGh-dHsdHT-7Per6t-p9X7sY-aAy89n-cFTbH

Как снова не впадать в грех?

Вопрос читателя:

Как научиться страху Божию? Как получить горчичное зёрнышко веры? Как избавиться от яда греха? Как научиться держать внутри мир? Что делать, если после исповеди в который раз, снова и снова повторяются одни и те же грехи, хоть и сокрушался и имел желание не грешить? Я уже в пятисотый раз поднимаюсь и подвизаюсь, и в который раз пал и лежу на дне, полностью разбитый своим собственным грехом, живущим внутри меня. Враги знают, на что я попадаюсь. Сил нет от постоянной брани. Как стать воином таким, как Ангелы, чтобы иметь невозможность отступиться и пасть?

Сергий

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

MmorozУважаемый Сергий!

Каскад важных вопросов! Но тот, что тревожит, - это как достичь непадательного состояния. Конечно же, трудом над собой. В основание православного духовного делания необходимо положить краеугольный камень (фундамент) — веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Очень часто современный человек за многообразием духовных явлений в церковной жизни отвлекается от главного в нашей вере — Господа Христа.

По меткому замечанию нашего современника профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, суть Христианства - Сам Господь Иисус Христос. Наша вера и все, что мы делаем, должны иметь сосредоточенность на Христе, теснейшее единение с Ним. Почему это так важно для подвизающегося против греха? В Его рождении от Пресвятой Богородицы, в добровольном воплощении, в том что Он пожил нашей жизнью, прошел через человеческий опыт смерти, вкусив запредельных человеческих страданий и воскрес, есть важное для нас утешение в том, что мы через веру в Него, через участие в церковных таинствах становимся причастными к Его спасенной богочеловеческой природе, через это получаем подобие лекарства от греха и, в конечном счете, исцеление от греха. Христиан не должен выходить на борьбу со своими страстями и грехами в самоуверенном стремлении самостоятельно победить грех, а так, к сожалению, многие из нас пытаются делать.

Читайте также
Вот и святой апостол Павел нам советует: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:10-17).

Давайте вместе вникнем, о чем апостол говорит! Святитель Иоанн Златоуст помогает нам понять слова 10 стиха «Господом и могуществом силы Его»: «То есть, в надежде на Него, через Его помощь. Так как он повелел многое и при том должное, то и говорит: не бойтесь, возложите надежду на Господа, и Он все облегчит для вас». Далее Златоуст поясняет, какого рода наша борьба: «Против какой тьмы? Не ночной ли? Нет, – греховной. Мы были, говорит он, некогда тьмой, – называя так грех в настоящей жизни, потому что он уже больше не будет иметь места ни на небе, ни в грядущем веке. Миродержителями же называет (дьяволов) не потому, чтобы они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Греховные дела Писание обыкновенно называет миром, например, в изречении Христа: «Потому что вы не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14). А также миром называет злые действия".

Далее апостол Павел употребляет образы милитаристской экипировки для того, чтобы описать воина-христианина приготовившегося к брани. Если обратить внимание, воином христианина Церковь называет при совершении таинства Крещения и при совершении чинопоследования монашеского пострижения, что говорит само за себя: мы воины, которые должны иметь доспехи. Апостол Павел ефесянам и нам предлагает следующее обмундирование: препоясание чресл, броню, обувь, щит, шлем, меч.

Святитель Феофан Затворник на основе святоотеческого опыта раскрывает духовное значение этих воинских одежд:

1. «Апостол Петр заповедует христианам препоясание, именуя его препоясанием помышлений, и уравнивает с трезвением (1 Пет. 1, 13). Мысли грешника непрестанно блуждают и никогда не постоят на одном. Это брожение помышлений делает его нравственно бессильным и вместе открывает его всем приражениям и злокозненностям врага. Вместе с бродящими в голове мыслями и образами пробирается туда и враг, и начинает строить свои призрачные планы и увлекать на страстное и греховное. Грешник думает, что все то построение его собственное, а оно все вражье, и, исполняя то, он врагу служит. Когда покается он, то первая его забота должна быть — остановить брожение помыслов, чтоб преградить врагу всякий к себе доступ, ибо он чрез помыслы подходит. Останавливается брожение помыслов трезвением, которое есть постоянное внимание ума к движениям помыслов с целию не допускать ни одного недоброго».

2. «Что же здесь броня? — Правда. Правда здесь — праведность, всякое доброе и святое расположение сердца. Чтобы видеть, как совокупность таких расположений составляет броню, отражающую удары, приведем на память, как действуют вражеские искушения. Размах вражеского меча — есть нанесение помысла, в надежде, что в сердце отзовется ему сочувствие, на основании которого он потом состроит сильное искушение. Представляется, например, лицо оскорбившее: это вражеский взмах меча. Когда на это в сердце отзовется неприязненное чувство к оскорбившему: это значит, что меч прошел до тела души и ранил ее. Подскакивает тогда враг к душе и поднимат в ней целую бурю враждования и мстительности. Но когда в сердце лежит постоянное расположение прощать обиды и держать себя всегда в тихой кротости и мирности со всеми, тогда сколько враг ни напрягайся представлять душе в помыслах лица оскорбившие, в сердце никакого отзвука им не будет, а следовательно, врагу не к чему будет приплести и свое искушение. Удар его меча отскочит от сердца, как от воина, облеченного в броню. Так вообразите, что в сердце положены все добрые расположения, возлюблены им и составляют его сокровища: тогда какие бы хитрости враг ни употреблял посеять в душу возбудительные помыслы, пользы ему от этого никакой не будет, потому что от них никакого не останется следа в душе. Помыслы, при всем препоясании их трезвением, вниманием и бодренностью, могут проскользать, потому Апостол и не удовольствовался одним препоясанием, а велел надевать и броню — в сердце внедрить все святые расположения, чтобы хоть и прокрадутся как-либо помыслы, никакого от них худого воздействия не произошло в сердце».

3. «Применим к обуви указанное настроение сердца. Кто бос или плохо обут, тот робко ступает, боясь боли от неровностей пути. А кто обут хорошо, тот смело ступает и по кочками, и по кремнистым, и по усеянным колючками стезям. Таков, кто всему земному умер и сердцем живет на небе, с готовностью на лишения и смерть. Смело идет он, ничего не боясь, ибо на все уже уготовился, и ничего нельзя придумать, на что бы он не был готов. А кто еще живет на земле и земные питает вкусы, интересы и надежды, тот непрестанно охает и вскрикивает, будто на колючки ступает».

4. Сила Господа, главы Церкви, и сила всего тела Его Церкви отражается в ней. Она и сильна. Вот истинный щит! Разжженныя стрелы суть внутренние и внешние искушения, сильные и решительные, как бы последние усилия врага, где он совмещает всю свою злокозненность. Их нельзя определить именно; потому что они изменяются соответственно лицу, по обстоятельствам его. Для одного — одно, а для другого — другое бывает разжженною стрелою. Святой Златоуст говорит: «Стрелами лукавого Апостол назвал как искушения (внешние), так и неистовые пожелания, а словом: разжженныя — означил свойство их. Много помыслов, волнующих душу, много сомнений и неразрешимых вопросов, но истинная вера на все дает успокоительный ответ. Много внушений, которыми диавол, воспламеняя душу, повергает ее в разного рода недоумения. Например, говорят: есть ли воскресение? Есть ли суд? Есть ли воздаяние? — Имей только щит веры, и ты угасишь им стрелы диавола. Возникло ли в тебе какое-либо неистовое желание? Запылали ль внутри тебя огнем лукавые помыслы? — Покажи врагу веру в грядущие блага, и он более не покажется, мало того: погибнет. Все стрелы, а не так, чтобы одни угасить, а другие нет. Видишь ли, сколько стрел угасили некогда праведники? В нас воюют помыслы — пошлем вперед веру. Нас обуревают неистовые пожелания — призовем на помощь веру. Мы находимся в трудных обстоятельствах и несчастии — будем искать утешения в вере. Вера есть то, чем оберегается всякое оружие. Если ее потеряем, то и оружие тотчас сокрушится. Над всеми, сказано, восприимше щит веры».

5. «Шлем — спасение, то есть сочетание с Господом Спасителем в таинствах, и именно чрез частую исповедь и причащение. Кто так будет делать, тот не может не прийти в сознание, что стоит под Господом — Главою, Который и прикрывает его прочнее и безопаснее, чем шлем — голову. Впереди говорилось, что щит веры есть сила, исходящая от сочетания с Господом и святою Церковью, - Ангелами и святыми. Теперь выходит, что необходимое средство и условие к сему сочетанию и углублению его есть принятие Святых Тайн. И это-то означает — спасение, в слове Апостола: шлем спасения. Потому Апостол и не сказал, как обычно: σωτηριας, но: σωτηριου,— спасительного. Что у нас спасительное? — Ничего нет спасительнее таинств! Принимая в этом смысле слово Апостола, получим особое, мощное оружие против врагов. Оно и в действии состоит у всех борцов»

. 6. «Что есть меч духовный, изъясняет сам Апостол, говоря, что это есть глагол Божий, то есть Богооткровенное слово. Как этим словом можно поражать врага, показал Сам Господь, когда, искушаемый в пустыне, все хитросплетения диавола рассекал мечом слова Божия. Восприять такой меч, значит — знать на память Божественные изречения и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским. Условие действенности такого оружия есть не вера только и любовь к слову Божию, но и расположение по нему жизни. Поскольку такое состояние производится благодатью Божиею, то произносящий возлюбленное и делом осуществляемое слово в нем износит и благодатную силу, которая опаляет врага. Опытные борцы с диаволом — подвижники — говорят, что если в час искушения начнешь читать псалмы и особенно такие, в которых говорится что-либо относящееся к искушению, то оно тотчас исчезнет, как исчезает дым от дуновения ветра. Иные говорят: собери и содержи в памяти наготове изречения Писания против всякой страсти, и, когда случится быть искушаемым, припоминай и читай вслух, если можно, эти изречения,— и искушение отойдет».

Вот, Сергей, Вам и доспехи Бога! Джеки Чан пусть отдыхает, а мы с Вами, если наденем доспехи Христа Бога нашего, выдержим любые враждебные атаки здесь и достигнем радостной вечности с Богом. Спасибо за вопрос!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото flickr.com/dvids

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (12 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
14 января 2016
Теги:
Поделиться:

    Загрузить ещё