Вопрос читателя:

Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести. Сын, 11 лет. На все стал отвечать «попозже». Такая реакция на все. Вот ему важно, что нет, сейчас он не пойдет ужинать, но вот можно через 5 минут. Вот сейчас он не будет задание домашнее делать, а сядет через 10 мин. На любое дело, предложение, просьбу ему надо взять отсрочку. Почему так и как с этим быть? Иногда это нормально — поесть попозже, а иногда очень неудобно и нехорошо, когда его все ждут. И если не ждут, вроде тоже как нехорошо, ест один, остывшее. С чем это может быть связано и как реагировать?

Отвечает психолог Глеб Ткаченко:

Поведение вашего сына связано с возрастным кризисом, который принято называть подростковым возрастом.

На пути к своему взрослению ребенок преодолевает ряд таких кризисов, цель каждого из которых — стать более автономным и независимым от своих родителей. Первый кризис младенец испытывает в момент рождения, отделяясь от своей матери физически. Второй — в один год, когда начинает ходить, исследовать мир вокруг себя и отдаляться от родителей с помощью собственных ног. Далее следует кризис трех лет, или кризис «Я сам», который связан с формированием у ребенка зачатков самосознания. Он начинает осознавать, что является отдельным индивидом со своими желаниями и потребностями. Ключевым моментом на этом этапе является переход от называния себя по имени в третьем лице к местоимению «я». В 7 лет ребенок попадает в школу, где есть другие умные взрослые, и первая учительница становится для него авторитетнее родителей. Это этап уже социального отделения от родителей. В 11 лет начинается кризис подросткового возраста.

Этот кризис один из самых важных и масштабных из всех перечисленных. На этом возрастном этапе у ребенка формируется ряд психологических новообразований, которые влияют на его поведение. Во-первых, к этому возрасту у него формируется произвольность психических процессов. То есть теперь он может использовать свою память, мышление, речь, внимание не только тогда, когда от него это требуют взрослые, но и по своему желанию. Для подростков это новая функция, и они всячески желают ее опробовать. Ведь, по сути, они учатся быть субъектами собственной жизни, автономными и способными принимать решения. И возможно, вашему сыну важно самому решать, когда он заниматься той или иной деятельностью, то есть действовать произвольно, а не так, как хотите вы.

Другое новообразование — это чувство взрослости. Подросток чувствует стремительные изменения в собственном теле. В нем бурлит целый фонтан гормонов, он целиком состоит из чувств. Он чувствует, что он уже не просто ребенок со своими детскими проблемами, а уже почти взрослый. И эту взрослость ему очень важно отстоять перед родителями. Скорее всего, ваш сын как раз этим и занимается, когда берет отсрочку на 10 минут. Ведь ребенок должен слушаться, а взрослый имеет право сесть за стол тогда, когда захочет.

Еще один важный момент — это формирование критического мышления. Если ребенок более раннего возраста принимает на веру все, что ему говорят старшие, то подросток начинает задаваться вопросами «А почему именно так?». За 11 лет жизни у него накопилось очень много установок, которые подлежат ревизии. А так как он еще не в совершенстве владеет способностью критиковать и размышлять, то ему проще встать в бунтарскую позицию и отказываться вообще от всего, что ему пытаются дать родители.

Все эти процессы являются необходимыми для того, чтобы ребенок взрослел и развивался. Это сложный период для вас, как для родителя, но вы напрямую заинтересованы в том, чтобы он вырос самостоятельным, инициативным и мыслящим.

Главная рекомендация по поводу обращения с подростком: не надо пытаться его подавить. Ведь если вы все же заставите его садиться за стол по первому требованию, то он может просто-напросто разочароваться в своей способности что-то решать. Он потеряет инициативу, которую только-только приобрел, и останется ребенком — послушным, удобным, но зависимым.

В подростке надо замечать и поощрять тягу к самостоятельности. Тем более что пять минут — это очень незначительное время для взрослых, но оно может быть очень важным для ребенка, если это его личное время. И важно проявлять уважение к выбору подростка сесть за стол чуть позже, тем самым признавая его как личность.

Чем старше ваш сын будет становиться, тем больше он будет отдаляться, защищая свою взрослость. И если обращаться с ним с позиции силы и авторитета, то есть два пути: либо он так и останется послушным ребенком, либо запрется в комнате и не будет с вами общаться. Поэтому важно соблюдать баланс между предоставлением ребенку пятиминутной свободы и ограничениями, которые ему необходимо соблюдать.

Подросток — это очень неудобный ребенок. Его надо ждать, с ним надо считаться, его надо терпеть. Воспитывать подростка уже поздно. Теперь с ним надо договариваться. И очень важно не потерять с ним эмоциональную связь, его доверие и желание сидеть с вами за одним столом. Это порой очень сложно вернуть обратно.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
4
Сохранить
Поделиться: