Вопрос читателя:
С Праздником! На водосвятном молебне священник поливал себе голову святой водой с конца креста, а прихожан окроплял с кропила. Это правильно?
Михаил
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Михаил!
Насколько мне известно, в Церкви не существует строгой регламентации правил окропления кого-то или чего-то святой водой. Здесь мы можем говорить об устойчивой традиции, восходящей к Ветхому Завету.
Известно, что для окропления священнослужители Иерусалимского храма использовали пучок иссопа. Это растение использовалось евреями в момент исхода из Египта. Именно пучком иссопа, смоченным в крови жертвенного агнца они мазали перекладины дверей перед десятой казнью египетской (см. Исх. 12, 22).
Прямым прообразом окропления святой водой можно назвать очистительное окропление, которое также совершали с помощью иссопа, предварительно погруженного в очистительную воду (см. Чис. 19, 18). Употребление иссопа как орудия окропления было настолько частым, что о нем упоминает пророк Давид (см. Пс. 50, 9). Именно иссоп играл роль губки, с помощью которой напоили уксусом с желчью Господа Иисуса Христа (см. Ин. 19, 29).
Наши кропила восходят по своей конструкции именно к пучку иссопа. Иногда кропило тоже делается из стеблей, только не иссопа, а сорго. Поэтому именно способ окропления с помощью кропила нужно признать восходящим к библейской традиции.
Использование же для этого креста является личным богослужебным творчеством священника.
Поэтому спокойно принимайте святыню, которой Вас окропляют с помощью кропила. Это соответствует традиции. И помните, что главное в святой воде — благодать Божия, которую Вы принимаете с верой и благоговением.