В последнее время детей стали часто водить к психологам. Причины разные: ребенка могут направить в школе или детском саду, а могут забить тревогу сами родители, не справившись с его поведением. Но можно ли самостоятельно понять, что у ребенка психологические проблемы? И когда следует обращаться к специалистам? Рассказывает семейный психолог Наталия Матвеева.
Иногда мы не придаем значения тому, что видим в ребенке, но для него самого это может быть реальной трудностью. Например, страхи: родители говорят: «что за ерунда, тут нечего бояться», а для ребенка это может быть серьезной проблемой.
То, что не устраивает самого ребенка, от чего он хотел бы избавиться, — это первое, что может навести на мысль обратиться к психологу. Не стоит эти детские проблемы обесценивать. Например, страхи, невозможность коммуницировать с окружающими, трудности с засыпанием, долгое время повторяющееся «очень грустно, никуда не хочу».
Второй сигнал — если поведение ребенка кардинально изменилось. Например, был общительным, стал замкнутым. Учился хорошо, вдруг резко съехал, оказалось, что прогуливает школу. Аппетит был хорошим — а тут совсем пропал.
Третье — поведенческие проблемы. Когда дети кричат, истерят, дерутся, обманывают, капризничают, бунтуют. В этих случаях как раз к психологу бегут чаще всего, потому что это причиняет неудобства всей семье.
От года до школы
Давайте рассмотрим, на что нужно обратить внимание родителей с ранних лет. Важны несколько аспектов развития малыша — поведенческий, интеллектуальный и коммуникативный. Если что-то из перечисленного ниже настораживает, лучше обратиться к детскому психологу, хотя бы для того, чтобы развеять сомнения. Или отследить какие-то задержки в развитии. Особенно если это первый ребенок. Потому что родителям второго-третьего ребенка проще, они могут сравнивать малыша с сестрами-братьями.
Уже до года можно понять, что ребенок развивается как-то не так, как другие дети. Сейчас часто говорят, что каждый ребенок особенный, что необходим индивидуальный подход к каждому. Так и есть, но существуют определенные нормы развития, на которые нужно опираться, на которые стоит обращать внимание.
Например, как младенец взаимодействует с окружающими. Есть ли синдром оживления, реагирует ли он на то, что кто-то заходит в комнату. Появляется ли у малыша указательный жест. Показывает ли он взрослому, что чего-то хочет. Есть ли у малыша зрительный контакт.
Конечно, нужно обращать внимание на речь. Важный момент — когда ребенок начинает себя называть в первом лице. Если этого долго не происходит, если и в четыре года дети говорят о себе: «Маша идет кушать», «Петя хочет гулять», на это хорошо бы обратить внимание. Понаблюдайте, как ребенок играет, есть ли вообще у него игра, а в три года — уже сюжетно-ролевая игра.
К психологу стоит пойти, если замечаете какое-то нарушение социальных контактов. Бывает, что дети не могут вступать во взаимодействие с другими детьми, что им сложно общаться со взрослыми — подойти, о чем-то попросить, посмотреть в глаза. С такими трудностями ко мне нередко приводят детей уже перед школой: «Ему скоро в школу, а он не может даже подойти сказать, что ему нужно в туалет». Хорошо бы на такие вещи обратить внимание пораньше.
Если ребенок старше трех лет сторонится других детей, если он не может подключиться к игре, если не понимает правил, становится изгоем, его постоянно обижают или он кого-то обижает, стоит с этим поработать. Причем неважно, в три, в семь, в десять или в четырнадцать лет это происходит. Ситуации могут быть разными, но проблема тут одна — нарушение коммуникации с окружающими. А это для ребенка важно, потому что каждому мальчику и девочке хочется иметь друзей.
Когда момент упущен
Часто приводят ребенка к психологу тогда, когда уже есть соматические проблемы, то есть на уровне тела. Например, тики, энурез, расстройство ЖКТ. В этот момент, конечно, работать с ребенком уже сложнее. Потому что, скорее всего, были какие-то предвестники, которые родители пропустили.
Приводят, например, детей, которые просыпаются утром в понедельник, а у них температура 37,5. Их называют «часто болеющие». Или расстройство желудка перед экзаменом. Или энурез. Такие проявления могут быть признаками дезадаптации. Причиной может быть развод родителей, переезд на новое место жительства, смена сада, школы. Дезадаптация может проходить на разных уровнях, поначалу пассивный протест — ребенок вялый, ничего не хочет, плохо ест. Потом может перерастать в активный протест — и ребенок будет долго и много плакать, бунтовать. Нормально дать для адаптации около месяца. Чем меньше ребенок, тем больше ему нужно времени. Но если через месяц такие проявления не уходят, это может перейти в стадию невротических реакций и проявиться на психосоматическом уровне.
Хорошо бы работать при этом не конкретно с ребенком, но и со всей семейной системой. Потому что те или иные трудности возникают именно в семье. И для того чтобы помочь ребенку, надо что-то понять про его семью.
Допустим, ребенок воспитывается в замкнутом пространстве своего дома, у него нет братьев-сестер, он не ходит в детские сады и группы-«развивашки», и родители тоже не особенно с кем-то коммуницируют. Безусловно, привести такого ребенка к психологу и сказать: сделайте так, чтобы он общался со всеми, было бы странно. Ребенок должен видеть, как общаются с другими людьми взрослые. И у него должен быть свой опыт общения. Поэтому важно работать со всей семьей.
Подготовила Анна Ершова. В подготовке участвовала Анастасия Ершова.