В теме номере "Казус Шарикова", материалы из которой публиковались в последний месяц на сайте "Фомы", мы говорили о том, как мы разучились говорить и что с этим делать. Детский писатель и библиотерапевт Николай Назаркин рассказывает о том, что можно сделать, чтобы избежать этой проблемы у детей.
Ребенок усваивает от родителей не только словарный запас, но и манеру разговаривать, и систему ценностей. Если родители не разговаривают с детьми о сложных вещах, то нельзя ждать этого от детей.
Чтобы ребенок говорил хорошо и правильно, с ним надо много разговаривать на самые разные темы. И общаться с ним надо, как со взрослым — только взрослым, не очень разбирающимся в теме. Не надо утаивать, умалчивать, преуменьшать.
И, конечно, надо играть в словесные игры. Такие игры, кстати, прекрасный способ поддерживать нашу собственную литературную речь. Ведь мы сами проводим все больше времени в интернете, причем, зачастую, на ограниченном числе сайтов, блогов и форумов. Так что наша лексика незаметно для нас деформируется в соответствии с принятой там манерой общения.
Вот несколько игр, в которые я сам играю:
— Я назову слово, а ты придумай рифму, потом наоборот. Придумай десять рифм к одному слову.
— Опиши дорогу до школы, чтобы десять раз не повториться (побежал, побрел, заскочил, поплелся — вместо пошел, зашел, дошел).
— Придумай новые названия для чего-то. Например, мой восьмилетний сын сейчас увлечен динозаврами, и одна из наших игр — придумать новые названия динозавров. Чем больше в них слогов — тем лучше. Автобусозавр, например.
— Давай сочинять стихи: одну строчку я, одну ты.
С детьми нужно читать книги. Распространенное поверье, что если взрослые будут читать книги с детьми, то потом дети будут читать сами, к сожалению, не оправдывается. Но читать детям книги нужно хотя бы для того, чтобы ребенок слышал от папы или мамы правильную литературную речь. Это так же важно, как в театр ходить. Кроме того, когда ребенок слушает, он спрашивает о незнакомых словах, с ним можно обсудить непонятное, можно разговаривать о прочитанном — в том числе о вопросах, которые родителям, может быть, и в голову не придет обсуждать с детьми без повода.
Есть темы, на которые с детьми обязательно надо разговаривать, и вот тут помогут книги. Для старших дошкольников это книги о школе, книги про обычную жизнь и обычных детей — таких, как они сами. Дети обычно очень боятся, что они не такие, как все, но не могут этого сформулировать. И когда находят похожего на них книжного героя или приметы своей жизни в книжках, то бурно радуются.
Николай Назаркин, детский писатель, библиотерапевт.
Смотрите также:
О проблемах детской речи размышляет учитель Римма Зандман:
уже в детском саду сейчас наблюдаются серьезные речевые нарушения. Я не понаслышке это знаю — теперь ведь в Москве происходит слияние детских садов и школ, создаются «образовательные комплексы», и мы, учителя, взаимодействуем с детсадовскими педагогами. Мне постоянно приходится посещать детские сады, так что картину я вижу воочию. Знаете, например, что такое тихие группы? Уже термин такой появился. Это когда дети не щебечут, не говорят друг с другом, и крайне сложно добиться, чтобы они взаимодействовали в игре...