Вопрос читателя:

Здравствуйте, мне 39 лет. У меня сложилась мнение о Боге как о карателе, судии, воздающем наказанием сразу же, за любой проступок. Но мне это не нравится, я не чувствую радости. Как поменять такой взгляд? В каком направлении работать?

Ольга

Отвечает иерей Иоанн Загуменов:

Здравствуйте, Ольга!

Очень здорово, что Вы обладаете опытом рефлексии в отношении собственных взглядов и мнений. Вы, я и кто-либо другой периодически пересматривают свои взгляды, получая новый жизненный опыт, свежую информацию и делая неожиданные открытия.

Мне кажется, Ваши сомнения в Боге как в карателе уже и являются тем шагом, через который Вы меняете свой взгляд на Создателя. И тот факт, что в какой-то момент Вам перестала нравиться мысль о наказывающем Боге, – это и есть отправная точка работы в желанном для Вас направлении.

Если я верно понимаю, с течением времени Вы все больше убеждаетесь, что Бог – вовсе не карающий, а любящий и милосердный. Могу привести для Вас несколько цитат из Священного Писания, которые, возможно, будут для Вас интересны в обозначенном русле. Если Вы будете почаще обращаться к этим цитатам, медленно проговаривать их мысленно и устно (если они окажутся Вам близки) – Вы как раз будете двигаться к тому, чтобы «поменять такой взгляд».

«Всегда радуйтесь» (Первое послание апостола Павла к фессалоникийцам, глава 5, стих 16) – это именно о том, что радость (которую Вы иной раз не испытываете, прекрасна и одобряема апостолом Павлом) – так что Вы совершенно правы, Ольга, в своем стремлении чувствовать радость!

«Бог есть любовь» (Первое послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8) – в этой фразе вся соль как Евангелия от Иоанна, так и посланий апостола Иоанна, апостола любви. Бог – не наказание, согласно Иоанну, не кара, а любовь. И это не просто одно из его свойств. По Иоанну это определение Бога, Его суть.

«Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Послание апостола Иакова, глава 1, стих 13) – в этих словах Писания о том, что Творец не желает нам зла и хочет нам добра.

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Евангелие от Матфея, глава 9, стих 13) – этими словами Иисус Христос говорит, что Он, Бог, желает, чтобы люди были милосердными, жаждет милосердия. Не правосудия, не отмщения, а милосердия. Именно такое Его желание – желание милосердия.

Мы часто упускаем из виду эти слова Библии. А еще, не погружаясь в греческий текст Нового Завета или богослужения, иной раз неверно интерпретируем услышанное, прибавляя к этому нередко мазохизм, отчасти свойственный русскому менталитету. Например, в церковнославянском тексте богослужения есть испрашивание «доброго ответа на Страшнем суде Христовом». Но выражение «Страшный суд» – это исключительно русское прибавление. В греческом тексте богослужения в этом месте говорится просто о суде Христовом, не о страшном. То есть, в службах на греческом языке речь идет о «добром ответе на суде у Христа». А мы тут решили, что Бог – «страшный» Судия!

Также важно, пожалуй, следующее. В какую сторону идти – решать Вам, и только Вам. Как я понимаю, сейчас Вы хотите идти в сторону радости. Но в то же время радость у каждого человека обусловлена множеством факторов, которые у каждого свои. Не всегда радость зависит от нашего религиозного выбора – ее наличие и отсутствие может быть связано не столько с религиозными убеждениями, сколько с уровнем стресса, уровнем личностной, семейной, профессиональной удовлетворенности, а также с тем, что отдельно взятый человек вкладывает в такие понятия, как «радость» и «счастье».

Отдельно хочу заметить, что каждый смотрит на Бога по-своему. И говоря о неизменности христианского вероучения, едва ли мы можем говорить об унификации взгляда на Бога разных верующих. Вера продолжает оставаться крайне личной темой для каждого человека. И если, рассуждая о христианском вероучении, мы можем говорить о его незыблемых столпах – будь то Священное Писание или Символ веры, то личная вера, глубинные взаимоотношения с Творцом у каждого свои, сугубо индивидуальные (а также отличающиеся динамикой, которая, в свою очередь, чаще всего свойственна людям во время кризисных периодов – в частности, во время кризиса среднего возраста).

Также прилагаю уже опубликованные материалы по теме Вашего вопроса, пожалуйста, посмотрите их:

Почему Бог в Ветхом завете жестокий, а в Новом — любящий и милосердный?
Когда удобен «жестокий Бог»
Дикости и жестокости Ветхого Завета

Радости Вам, Ольга!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: