Вопрос читателя:

Как, живя в современном обществе, избегать не то что смертных грехов (в целом, это вполне реально), а грехов, которые я считаю, возведены до абсурда? Готовясь к причастию, открыла «примерный список грехов», чтобы выписать подходящие и ничего не забыть. Некоторые указанные грехи были настолько притянуты, что лично у меня возникло чувство абсолютной безысходности и создалось впечатление, что в рай, по всей видимости, попадут только аскеты, которые уходят в самую глушь и держат обет молчания. Вот некоторые из этого списка: «Страдала гордыней, не осуждала себя, не всегда первая просила прощения», «Приводила других в гнев, раздражительность, негодование», «Отвлекалась от молитвы, отвлекала других, испускала дурной воздух в храме, выходила по надобности, не сказав об этом на исповеди, спешно приуготовлялась на исповедь», «Не посылала подарки обидевшим меня»…. И подобного «абсурда» (по-другому человек в своем уме это не назовет) около 500 пунктов. Мой вопрос (а точнее не только мой, потому что я говорю от лица многих молодых людей) — как не сойти с ума, не впасть в себя, не уйти жить в лес при таком действительно нечеловеческом давлении и постоянном самоосуждении? В чем смысл постоянного причастия, учитывая, что, зачитывая грехи на исповеди, ты заранее знаешь что повторишь грех и не один раз (потому что по-другому быть не может, это буквально противоестественно)? От лица психолога я также утверждаю, что «подобное» незамедлительно приведет к расшатанной нервной системе, и от попытки суицида огородит только тот факт, что это непростительный грех… Как проживать жизнь в красках, и оставаться счастливым, несмотря на внушительное количество ограничений? Заранее благодарю за ответ.

Ксения

Ответ священника:

Дорогая Ксения!

Вам, человеку с высшим образованием (а возможно, даже не с одним) и с профессией, которая во многом предполагает правильный подбор методики работы, конечно же, понятно, насколько существенна методика в любом деле и как важно правильно ее выбрать. Полагаю, Вы согласитесь с тем, что без определенной базы (или очень сильно развитой интуиции — но это еще поискать такую надо, поэтому я все-таки за базу) человек просто не сможет грамотно эту методику подобрать. Например, методику для изучения математики или иностранного языка или занятий спортом.

Однако человек хочет все это изучить и заниматься и, чтобы сориентироваться на результат, берет, к примеру, список тем к итоговому экзамену (например, госу в вузе) или нормативы для своего возраста для сдачи, скажем, на самый малый разряд. Темы и нормативы прописаны просто списком, в них нет объяснения, в каком порядке их изучать, каковы должны быть промежуточные результаты, сколько может быть «откатов» после нескольких шагов вперед, не учитываются индивидуальные особенности конкретного человека — возможности его памяти, временные ресурсы на выполнение домашних работ и занятия с педагогом, степень физической подготовки (вплоть до ее полного отсутствия), наличие травм и так далее.

И вот человек берет эти списки и начинает «шуровать» прямо по ним: интеграл? — сейчас возьмем, логарифмы? — сейчас решим, сложный текст с русского перевести? — сейчас словарь добудем и переведем, и неважно, что грамматику даже не изучали, можно же в принципе слова все найти и понатыкать в каком-то порядке, присесть 50 раз? — присядем, в чем проблема? А что колени могут быть к этому не готовы, мышцы не рабочие совсем и назавтра человек проснется с дикой болью и не встанет с кровати — это неважно. Я думаю, если действовать так, то человек придет в ужас, потому что он поймет, что ему не под силу ни интеграл, ни логарифмы, ни текст, ни приседания.

А вот если он запишется на курсы, наймет репетитора или попросит методичку, по которой сможет выстроить курс занятий для себя (но так, чтобы время от времени кто-то его контролировал), если пойдет по лестнице знаний постепенно, если, к тому же, он поймет, зачем ему лично все это изучать и делать и какова цель, то спустя определенное время окажется, что и интеграл ему по силам, и все прочие темы из программы, и тексты переводятся, и приседания доставляют радость мышцам. А какие-то тексты ему переводить не нужно, потому что ну не пригодится ему знание о том, как на иностранный язык перевести названия каких-то деталей, например, а нужны экономические термины, а часть упражнений в его случае лучше заменить другими, чтобы было больше пользы.

Ровно то же самое в духовной жизни. Поэтому, чтобы не впасть в уныние и не сойти с ума, нужно воцерковляться методически правильно — то есть поговорить со священником о том, как Вы будете выстраивать Вашу духовную жизнь. В целом рекомендации будут универсальные, но какие-то особенности все равно найдутся. Очень важно браться не за исправление всех грехов сразу, а сперва понять, какова цель, а цель — это быть с Богом, реализоваться как человек в самом полном — онтологическом — смысле этого слова. Человек сотворен по образу и подобию Божию, то есть у него есть свобода воли и творческий потенциал, а призван он уподобиться Богу, возрастая в любви, причем не самостоятельно, а помощью Божией. Так уж устроен человек, что его тело не живет без воздуха, воды и еды, а душа — без Бога, только тело не живет на земле, а душа — в Вечности.

После того, как случилось грехопадение, нормальная связь с Богом разрушилась, человек выбрал путь без Бога, а это значит, что его жизнь в Вечности поставлена под вопрос.

См. об этом
Грехопадение
Грехопадение: древний обманщик
Грехопадение. Порча

Благодаря Христу потенциально Вечность снова стала открыта для человека, и теперь уже от выбора каждого из нас зависит, какой будет для нас Вечность.

Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?

Причастие — Таинство, в котором человек соединяется в Богом буквально и приобщается к Божественной благодати. Исповедь — это способ постепенно очистить свою душу от тех устремлений, которые далеки от любви, а значит, от Бога. Вам не нужно браться сразу за все, Вы не сможете, но попробуйте сперва совладать с одним-двумя самыми серьезными грехами. Затем еще с одним, потом еще… И так постепенно Вы будете перестраивать модели и паттерны поведения и восприятия мира. На исповедь нужно приходить, чтобы убрать из души грехи и последствия грехов, это очень долгий процесс исцеления души, возвращения ее в здоровое состояние. Не надо ориентироваться на эти списки, на монашеские патерики — у них совсем другой уровень, высокий, недоступный новичку. Вы найдите то, с чем Вам лично нужно справиться: в интернете допоздна сидите и губите здоровье? не высыпаетесь? кричите на домашних и подчиненных? Думаю, заглянув внутрь себя, Вы, как психолог, увидите, какие конкретно Ваши проявления далеки от любви. Возьмите парочку — и попробуйте с молитвой перестроить их.

Помоги Вам Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
5
23
Сохранить
Поделиться: