Как научить детей химии? Я учитель – Православный журнал «Фома»
Как научить детей химии? Я учитель

Как научить детей химии? Я учитель

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день! Простите, что тревожу вас. Я работаю учителем химии, хочу научить детей своему предмету, они противятся этому, не хотят работать на уроке, решать задачи. Обижаются на меня, воспринимают меня агрессивно. Что делать с этой ситуацией? Я хочу просто, чтобы они хорошо учились. Может, проблема во мне? Спасибо вам за ответ.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте! Мне кажется, что Ваш вопрос несколько не по адресу. Как священник, могу Вам посоветовать крепко-крепко молиться Богу о том, чтобы он дал Вам разума и сил понять, что делать Вам, как учителю, чтобы хорошо и интересно преподавать свой предмет.

На уровне практики я Вам советую провести очень хороший мониторинг ситуации: кто у Вас ученики и насколько им в принципе нужна химия. В принципе, поскольку в классе Вы старший, то да, очень многое зависит именно от Вас.

Если Вы преподаете в профильной школе или лицее, проблем с интересом к предмету быть не должно: будущие химики и, например, врачи, биологи и так понимают, что предмет им нужен, стало быть, Ваша задача — честно ответить себе на вопрос, на достаточно ли хорошем уровне для вашей школы Вы преподаете. Если нет — срочно улучшать свои профессиональные навыки, углубляться в предмет и так далее, чтобы Ваши уроки были действительно хорошей базой для будущих специалистов. Пройти курсы повышения квалификации, посмотреть, что нужно абитуриентам при поступлении, позаниматься со своей программой и подкорректировать все так, чтобы от школьной химии была реальная польза (даже с учетом того, что старшеклассники потом ходят на курсы или к репетиторам по предмету).

Если Вы работаете в обычной школе, честно отдавайте себе отчет в том, что химия Вашим ученикам, в общем, не нужна. Я понимаю, что в принципе все нужно, но ни для жизни, ни для поступления они пользы в ней не видят, скорее всего. Отсюда и отсутствие интереса к предмету: нагрузки и так большие, куда еще и химию? Перед Вами же стоит задача: предмет есть в программе, значит, его нужно преподавать. И вот тут начинается Ваше педагогическое искусство — как показать своим ученикам, старшеклассникам, что предмет, на самом деле, интересен и может быть полезен. Посмотрите, как поступают другие Ваши коллеги-преподаватели химии. В сети много сайтов по самым разным предметам, советую смотреть не только российские, но и иностранные сайты, на которых Ваши коллеги делятся опытом. Просмотрите это все, отберите то, что Вам покажется интересным, и пробуйте. Наверняка есть сайты, на которых предметники обмениваются опытом, особенно это популярно среди молодых коллег. Изучите этот вопрос!

И дальше смотрите, как вам преподать химию конкретно Вашим ученикам в объеме школьного курса. Это потребует от Вам подготовки к уроку не только в смысле самого материала, но и того, как его подать, чтобы ученикам было интересно. Покажите им связь химии с реальной жизнью, покажите, как принципы работы с материалом и анализа данных, которые используются в химии, могут быть применимы в других областях и просто в жизни. Да, мы не химики, но химия вокруг нас, и почему бы не освоить хотя бы базовые знания о том, что нас окружает. Покажите им тот удивительный мир, который Вы видите сами. Ну и если Вы сами не влюблены в свой предмет, если для Вас самого химия — это о том, чтобы работать на уроки и решать задачи, боюсь, у Вас будет выходить скучно. А Вы найдите, в чем смысл этого всего — этих задачек, формул и прочих вещей. И тогда Ваши уроки ученики будут вспоминать тепло и с удовольствием.

Да, простройка такого урока, поиск путей подачи материала потребует от Вас много сил. Урок прошел хорошо — проанализируйте, что было хорошо. Прошел плохо — анализируйте, что было плохо, и пробуйте новое. Год-два такой работы — и Вы, что называется, поднатореете и сможете вести уроки по-настоящему увлекательно.

Откройте, в конце концов, свои конспекты по методике преподавания, посмотрите, что там полезно, а что устарело. А если у Вас был не педвуз — придется знакомиться с методиками, причем и со старыми, и с новыми.

Помоги Бог!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 голосов, средняя: 4,83 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Денис
      Денис4 месяца назадОтветить

      Читательница, может имеет смысл провести опрос среди учеников с несколькими вариантами дальнейшей работы? Пусть сами выбирают, как им двигаться в устраивающем вас и разрешённом начальством коридоре возможностей.

    • Roman
      Roman4 месяца назадОтветить

      Сейчас дети какие-то скучные пошли, с очень узким кругом интересов. У нас в Германии так, но и знакомые учителя из России говорят то же самое. Раньше дети ради развлечения опыты ставили, там радиомодели собирали и т.п.
      А сейчас все "счастье" очень узко сконцетрировалось в виртуальном мире и соцсетях.

      Возможно, новому времени нужны новые методики обучения. Интересы нового поколения сильно отличаются от наши, по себе судить нельзя. Но методики эти, конечно, не священник должен для вас разрабатывать.