Как мужчинам не стоит понимать слова «жена да убоится мужа своего» – Православный журнал «Фома»
Как мужчинам не стоит понимать слова «жена да убоится мужа своего»

Как мужчинам не стоит понимать слова «жена да убоится мужа своего»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Часто эти слова апостола Павла используют для того, чтобы подчеркнуть подчиненную, если не рабскую роль, которая в христианстве якобы отводится женщине в семейной жизни. Одни поэтому обрушиваются на Церковь с критикой, обвиняют в угнетении женщин и поощрении семейного насилия. Другие — в основном мужчины, наоборот, ссылаются на эту фразу для того, чтобы оправдать свою брутальность и попытки самоутвердиться в семье за счет использования методов в духе Домостроя. В современном мире не так мало семей, в которых женщины действительно испытывают страх перед мужьями: боятся, что те их обругают, поколотят, не дадут денег, накажут детей, придут домой пьяными. Неужели такие уродливые отношения — это идеал христианской семьи? Так может думать только тот, кто прочитывает слова Священного Писания без рассуждения и рассматривает их вне контекста.

В пятой главе послания к Ефесянам апостол Павел обращается в основном к мужьям. Он сравнивает отношения между супругами с отношениями Христа и Церкви и призывает мужчин к жертвенной любви. Этот отрывок стоит привести целиком:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего‐либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5:25-33).

Речь тут идет не о рабском страхе жены перед мужем, а о гармоничных ответственных отношениях в семье. Апостол заповедует мужьям любить своих жен вплоть до самопожертвования, предпочитать их собственным родителям, заботиться о них. Супруги становятся одной плотью, несут общее служение. Что же касается слов о том, что жена должна бояться, то в греческом оригинале, с которого послание к Ефесянам было переведено на русский язык, стоит глагол, имеющий несколько значений, в том числе чтить, уважать, заботиться. И, конечно, автор имел в виду в том числе эти смыслы тоже.

Относительно страха жены перед мужем, его природу можно лучше понять по аналогии со страхом Божьим, который не имеет ничего общего с негативным эмоциональным состоянием, когда человек боится кого-то, потому что ждет от него плохого — наказания, побоев, иного проявления насилия. Страх Божий — это действие благодати Божьей в душе человека, дарующее ему ощущение Божественного присутствия и боязни оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Я боюсь Бога не потому, что Он страшный и непременно меня накажет, если я сделаю что-то нехорошее. Я боюсь оскорбить Его любовь ко мне, боюсь оказаться недостойным этой любви, не суметь ответить на нее своей любовью.

Так что речь тут не столько о страхе, сколько о любви. Обращаясь прежде всего к мужьям, апостол Павел ставит для них очень высокую планку. Муж должен так любить свою жену, проявлять по отношению к ней такое поведение — доброе, жертвенное, любящее, внимательное — чтобы она отвечала на него своей любовью и благодарностью, боясь только одного — лишиться этой любви.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:18), — пишет апостол Иоанн Богослов. К этой совершенной любви призваны стремиться христианские супруги. Именно такую любовь «страшно» потерять.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (46 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
15 августа 2022
Поделиться:

  • Михаил
    Михаил2 недели назадОтветить

    Цитата из статьи: «Обращаясь прежде всего к мужьям, апостол Павел ставит для них очень высокую планку. Муж должен…»
    __________
    Ничего подобного: прежде всего не к мужьям, а сначала к жёнам (стих 22) и лишь затем к мужьям (стих 25):
    «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
    потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
    Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
    Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…».

  • Михаил
    Михаил3 недели назадОтветить

    Ну, зачем придумывать свои истолкования, если давно уже есть святоотеческие? Св. отцы истолковали те слова, как необходимость единоначалия в семье.

    Свт. Иоанн Златоуст: «подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство… подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство…».

    Свт. Феофан Затворник: «Слова: жена да боится своего мужа, не предполагают страха рабыни, но обязывают жену к почитанию и уважению мужа, будто благоговению пред ним. Так блаженный Иероним: «Да боится, то есть да чтит мужа и благоговеет пред ним». В этом значении тут то же говорится, что выше: повинуйтеся, - чтоб жены не выходили из воли мужа, а чтили его распоряжения и строго исполняли их».

    Блж. Феофилакт Болгарский: «Так как равенство производит беспорядок, поэтому он вводит страх, чтобы один был начальник — муж. Страхом же здесь называется особенное почтение и сдержанность, — страх, приличный свободным, а не рабский. В таком страхе и любовь найдет себе поддержку и сама, в свою очередь, его поддержит. И будет жена любить мужа, как часть тела — главу, и бояться его, то есть почитать, как главу».

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 недели назадОтветить

      Почему-то оказался в спаме... Это очень редко случается, не сразу проверили. Комментарий публикован. Разъяснение в заметке не входит ни в какое противоречие со святоотеческими толкованиями. Почему снова и снова приходится разъяснять? Потому что множество задающих вопросы на "Фоме" не являются церковными людьми, могут быть незнакомы с церковным учением. В том числе, даже и не знать, кто такие святые отцы и какова их роль в церковной Традиции.

      • Михаил
        Михаил2 недели назадОтветить

        Не согласен: сильно расходится мнение священника со святоотеческим. Сейчас допишу ещё.

  • Елена
    Елена3 недели назадОтветить

    Малодетность опасна для государства.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил3 недели назадОтветить

    Да, действительно, обзывать модераторов трусливыми и недалекими это ни капельки не агрессивно.

  • Елена
    Елена3 недели назадОтветить

    Я не писала ничего агрессивного. Лишь подразумевала вырождающихся «русских».

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

    Елена, сама публикация посвящена пониманию слов апостола об отношении жены к мужу. Не рождению детей, не многодетности. Это первое. И второе. Агрессивные и оскорбительные комментарии мы стараемся не публиковать. В отличие от многих сайтов с хамством и скандалами под статьями, мы неслучайно ввели премодерацию. У нас нет обязательств публиковать любой комментарий, автоматически. Напротив (тем более, что на премодерацию уходят силы и время): если человек не уважает собеседников и не в силах высказываться доброжелательно и корректно, модератор вправе по своему решению такие реплики забанить.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    А как это связано с картинкой?

  • Елена
    Елена1 месяц назадОтветить

    Что ж такой трусливый или недалёкий модератор, не пустил мой ответ на комментарий? По-твоему, пусть рожают русские 1-2 ребёнка, и на том спасибо? Что ж, Путин зря головой бьётся за рождаемость, если сам религиозный журнал против? А, я забыла, у нас же советское «православие», испугались за свои задницы, предатели монархии поганые, евреи перекрасившиеся. За всё ответить придётся.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь