Как Моисей явился Христу, если был в аду? – Православный журнал «Фома»
Как Моисей явился Христу, если был в аду?

Как Моисей явился Христу, если был в аду?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Христос Воскресе, батюшка.

Поясните, пожалуйста, как получилось, что Моисей явился Иисусу Христу (вместе с Илией), еще не будучи спасенным, т.е. находясь в преисподней (аду)?

Иерей Виктор НИКИШОВ

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

До Крестной Жертвы Спасителя и сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа все люди находились в аду. Но ад – понятие размытое и общее.

При этом из истории Ветхого Завета мы знаем, что единственным, кто "был взят на небо" без прохождения смерти, был пророк Илия.

А как же Моисей? Да, по преданию, он вместе со всеми находится в аду. И то, что он так запросто мог оказаться на горе Фавор, означает, что Господь мог вывести его из ада безо всякого видимого усилия: Моисей Ему просто "является".

Традиционные богословские представления трактовали ад как такое место, куда Божество не проникает, где больше нет и не может быть Божественной Милости, но царит вечное отчаяние. Но Спаситель одной только силой воли выводит из ада Моисея, тем самым давая понять, что ограда преисподней для Него не преграда, что и из адовых бездн силен Господь извлечь человеческую душу, лишь бы хоть малейшая возможность была со стороны самого человека.

(Поскольку может возникнуть вопрос о том, почему нельзя было обойтись без Крестной Жертвы Христа, рекомендую прочесть на материал Зачем была нужна искупительная жертва Христа?).

Кроме того, в христианском вероучении существует такое понятие, как "Лоно Авраамово" – о нем говорит Христос в одной из своей притч. Возможна именно эта притча дает ответ на ваш вопрос. Подробнее об этом читайте в материале "Где оказывались умершие праведники до воскресения Христа – в аду или раю?".

Также важен вопрос, для чего было быть на горе Фавор Илии? Он-то всё это время наслаждался вечным блаженством в Царстве Небесном, куда был взят живым (если основываться на теологуменеТеологу́мен (греч. θεολογούμενον) — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. свт. Димитрия Ростовского). Славу Божию он имел возможность лицезреть постоянно, а вот чего Илия точно не видел, так это того, как обоживается человеческая природа. Христос – не просто Бог, Он – Бог Воплотившийся. Преображение не только открывает Его Божественную Природу, но и преображает Природу Человеческую. И вот эту-то славу преображённого во Христе человечества должен был увидеть Илия, ибо заслужил это.

Любовь Господа к людям безгранична. И попадание в Царствие Небесное не заканчивает заботу Бога о человеке. И в Царствии Небесном, Господь продолжает заботиться о человеке, и это восхитительный стимул нам, чтобы мы старались попасть туда.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (56 голосов, средняя: 4,45 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Сергей
      Сергей1 год назадОтветить

      Души отправлялись в ШЕОЛ (богоотдаленное место), но это не ад с чертями и сковородками. Тем более, если бедный Лазарь был отнесен на лоно авраамово, где утешался, то уж тем более Моисей там тоже был. Хотя лоно авраамово относят к отделению ада. И тем боле Христу нет ничего невозможного, а Преображение, предвестник Пасхи Христовой, когда ад повержен, и все праведники и страдальцы типа Лазаря вышли на свет Божий.Простите, если что не так

    • Дмитрий
      Дмитрий1 год назадОтветить

      Ну еще и Еноха не забываем. А вопрос конечно интересный. Если есть место где находились Илия и Енох, там же мог находится кто то еще. Спасение приходит только через воплощенного Христа. А не общались ли с Ним Авраам и Моисей? Мы скажем - Христос воплотился позже. Но не есть ли Христос Господин всего. В том числе и времени?

    • Павел
      Павел1 год назадОтветить

      Вот даже читать до конца не хочеться, в самом начале неграмотность по отношению к Библии. Бог забрал на небо двух человек Еноха и Илию. Почитайте библию внимательнее.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

        Говоря о том, что до Илии еще и Енох «без прохождения смерти был взят на небеса», ошибочно. В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но куда, не сказано. Поэтому однозначно утверждать о восхождении на небо — значит домысливать.
        Про Илию в Синодальном переводе Священного Писания говорится «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11).

    • сергей
      сергей1 год назадОтветить

      вот какой вопрос мучает. начало премудрости страх Божий. Евреи только что из египта в начале пути. когда является Господь на горе синай, громы и молнии и на всех страх великий и Моисей восходит на Синай. далее Иоанн Креститель подготавливает народ приготовленный и апостолы Петр Иаков и Иоанн восходят на Фавор со Христом. и видят там Славу Божию и воспринимают Оную не как древние не подготовленные, а как подготовленные, хорошо нам здесь быть. для Бога время не преграда и не помеха. восходя на Синай не на Фавор ли восшел Моисей. и не от той ли Славы просиявшего Христа, покрыл лицо свое Моисей, потому как древние не могли вынести фаворского Света. и еще пророка как меня пошлет вам Господь, его послушаете. Церковью принято, что Моисей о Мессии говорит эти слова, а может это об Илии , которого он видел лицом к лицу на Фаворе.

    • Дмитрий
      Дмитрий1 год назадОтветить

      Прочитал статью и на душе так тепло, радостно и уютно стало 🙂

    • Борис 86101
      Борис 861011 год назадОтветить

      Непонятно, отчего Господь не может взять что /кого угодно и откуда угодно? Разве не господин он всего сотворённого?

    • Душман
      Душман1 год назадОтветить

      Ад пустой, по простой причине что врата откроются в судный день.
      Сейчас там идут подготовительные работы.

    • Garri
      Garri1 год назадОтветить

      А что вы понимаете под словом Ад, или что это означало у написавщего ?

    • Вера
      Вера1 год назадОтветить

      <...>

      7 Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница.
      8 И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.
      9 Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?
      10 И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело.
      11 Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.
      12 И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул.
      13 И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.
      14 Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.
      15 И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.
      (1-я Царств 28:7-15)

      Очевидно если волшебница сумела дух Саула вызвать, то Богу это ничто не стоит сделать

    Загрузить больше комментариев