Вопрос читателя:
Христос Воскресе, батюшка.
Поясните, пожалуйста, как получилось, что Моисей явился Иисусу Христу (вместе с Илией), еще не будучи спасенным, т.е. находясь в преисподней (аду)?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
До Крестной Жертвы Спасителя и сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа все люди находились в аду. Но ад – понятие размытое и общее.
При этом из истории Ветхого Завета мы знаем, что единственным, кто "был взят на небо" без прохождения смерти, был пророк Илия.
А как же Моисей? Да, по преданию, он вместе со всеми находится в аду. И то, что он так запросто мог оказаться на горе Фавор, означает, что Господь мог вывести его из ада безо всякого видимого усилия: Моисей Ему просто "является".
Традиционные богословские представления трактовали ад как такое место, куда Божество не проникает, где больше нет и не может быть Божественной Милости, но царит вечное отчаяние. Но Спаситель одной только силой воли выводит из ада Моисея, тем самым давая понять, что ограда преисподней для Него не преграда, что и из адовых бездн силен Господь извлечь человеческую душу, лишь бы хоть малейшая возможность была со стороны самого человека.
(Поскольку может возникнуть вопрос о том, почему нельзя было обойтись без Крестной Жертвы Христа, рекомендую прочесть на материал Зачем была нужна искупительная жертва Христа?).
Кроме того, в христианском вероучении существует такое понятие, как "Лоно Авраамово" – о нем говорит Христос в одной из своей притч. Возможна именно эта притча дает ответ на ваш вопрос. Подробнее об этом читайте в материале "Где оказывались умершие праведники до воскресения Христа – в аду или раю?".
Также важен вопрос, для чего было быть на горе Фавор Илии? Он-то всё это время наслаждался вечным блаженством в Царстве Небесном, куда был взят живым (если основываться на теологуменеТеологу́мен (греч. θεολογούμενον) — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. свт. Димитрия Ростовского). Славу Божию он имел возможность лицезреть постоянно, а вот чего Илия точно не видел, так это того, как обоживается человеческая природа. Христос – не просто Бог, Он – Бог Воплотившийся. Преображение не только открывает Его Божественную Природу, но и преображает Природу Человеческую. И вот эту-то славу преображённого во Христе человечества должен был увидеть Илия, ибо заслужил это.
Любовь Господа к людям безгранична. И попадание в Царствие Небесное не заканчивает заботу Бога о человеке. И в Царствии Небесном, Господь продолжает заботиться о человеке, и это восхитительный стимул нам, чтобы мы старались попасть туда.