Вопрос читателя:

Добрый день! На просторах интернета попался пост о том, что о. Павел Флоренский писал о существовании родовых грехов: поступки бабушки могут отразиться на судьбе внучки и так далее. И что для избавления от груза наследственных болезней существует чин чтения Псалтири по свт. Петру (Могиле). Если читать, Господь прощает Своим милосердием грехи предков. Но, самое главное, когда грехи эти прощаются, много проблем снимается с нас, и, в первую очередь, физических, физиологических, связанных с болезнями. Причём эти болезни часто проходят не постепенно, а человек утром просыпается вдруг абсолютно здоровым. Вот насколько важно отмаливать свой род, насколько это тесно связано с нашим физическим здоровьем. Слышала, что в православии нет такого понятия, как родовые грехи. Но, тем не менее, имеет ли смысл читать Псалтирь именно 20 раз или число в данном случае не имеет значения? Благодарю!

Ольга

Ответ священника:

Здравствуйте, Ольга!

Благодарю Вас за важный и интересный вопрос.

Вы сами совершенно верно замечаете, что в Православии нет такого понятия как «родовой грех». По крайней мере, в том виде, в котором нам пропагандируют его всякого рода современные оккультисты.

Пожалуй, единственное, что есть в Православии, напоминающее понятие «родовой грех», — это понятие «первородного греха», но оно понимается как общая устремленность к греху всего человечества вследствие грехопадения наших прародителей Адама и Евы.
Его можно понимать как «привычку грешить», но не как прямую закономерность «я отвечаю за грех дедушки».

Приведу буквально один пример, который содержится в Ветхом Завете:

«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина“? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).

Обратите внимание, что Господь говорит пророку: «зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу», то есть осуждает такое понимание.

Поскольку Вы, дорогая Ольга, верно понимаете православное учение о первородном грехе и об отсутствии так называемого «родового греха», то попробую прокомментировать следующую часть Вашего вопроса.

Отец Павел Флоренский, на которого Вы ссылаетесь, несомненно, является выдающимся богословом и мыслителем. Более того, его, как человека, пострадавшего от безбожных властей, даже можно считать исповедником и свидетелем веры.  Но тут важно сделать отступление и пояснить что такое «согласие Отцов» в православном учении.

Есть ядро нашего вероучения: это Священное Писание и решения Вселенских Соборов. Это авторитеты, которые неоспоримы. Есть Предание, то есть творения Отцов Церкви, церковных писателей и прочих авторов. И вот тут есть место для разных мнений и суждений. Классический пример - это понимание творения мира. Для кого-то из отцов творение мира - это строго «шесть по 24» и никак больше. Но для многих авторов (в том числе, и святых) творение мира - это аллегория шести разных периодов. Кто прав? Вряд ли можно использовать понятие правоты и ошибочности. И те, и другие правы в вопросе, который не догматизирован нашей Церковью.

Примените этот подход к трудам отца Павла Флоренского. Вполне можно сказать, что это его частное мнение, но не мнение всей Церкви. 

Еще один пример, близкий по сути, это вопрос есть или нет порчи (именно в современном эзотерическом ключе). У некоторых авторов можно найти косвенные аргументы, что есть, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что нет.

И относительно требника святителя Петра (Могила). Конечно же, его текст используется нашей Церковью, но надо понимать, что он был создан под определенным латинским влиянием. Так, в нем содержится весьма странный «чин о копие» и многие другие дискуссионные моменты. Замечу, что сами католики давно отказались от практик, описанных в «Требнике» Петра.

Поэтому резюмирую так:

Родового греха нет.

Мнение отца Павла – его частное мнение.

Читать Псалтирь - хорошо и правильно, но именно такую практику как «20 раз Псалтирь от родового греха» не советую как весьма спорную.

И еще раз благодарю Вас за сложный вопрос, обращенный к серьезным богословским пластам.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
19
Сохранить
Поделиться: