Как Иисус Христос мог искупить грехи людей, которые родились уже после Его распятия? - Православный журнал «Фома»
Как Иисус Христос мог искупить грехи людей, которые родились уже после Его распятия?

Как Иисус Христос мог искупить грехи людей, которые родились уже после Его распятия?

4 мин.
iframe
Код скопирован

Главный вопрос в том, что понимать под искуплением. На этот счет существует несколько теорий. Так, в западной и отчасти в восточной традиции долгое время был распространен юридический подход. В нем грех, совершенный Адамом, воспринимался как преступление против установленного Богом порядка и прямое оскорбление Творца. Поскольку Бог вечен и бесконечен, возмещение нанесенного Ему «морального ущерба» также должно быть бесконечным. Но, будучи смертным, человек и человечество в целом не в состоянии искупить свою вину ни при каких условиях. По этой причине и понадобилась искупительная жертва, Которую принес Сам Сын Божий Иисус Христос. Будучи истинным Богом и совершенным человеком, Он принял Крестную смерть вместо грешного человечества и таким образом удовлетворил Божественную справедливость и восстановил отношения человека с Богом.

Юридическую теорию сильно критиковали. Так, еще в IV веке святитель Григорий Богослов говорил, что идея о необходимости смерти Христа для удовлетворения Божественной справедливости противоречит духу Священного Писания и не согласуется с пониманием Бога как абсолютной и совершенной Любви. Уже в XX веке в пику юридической теории возникла нравственная теория искупления, в которой на первом месте оказывался этический аспект. Сторонники этой теории видели сущность искупления в сострадательной любви Богочеловека и ставили в центр искупительного подвига Спасителя моление о Чаше в Гефсиманском саду. Последующие же страдания и мучительная смерть Иисуса Христа на кресте, согласно нравственной теории, представляют собой лишь внешнюю реализацию совершившейся в Гефсимании тайны спасения, выступают свидетельством любви и душевных страданий Господа.

Основная заслуга нравственной теории состоит в том, что она высветила недостатки юридического подхода, а ее ущербность — в низведении подвига Спасителя до уровня нравственного примера любви и самопожертвования.

В принципиально ином свете понятия греха, искупления и спасения рассматриваются в богословии XX века, особенно в трудах представителей русской церковной эмиграции — протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, религиозного философа и мыслителя Владимира Лосского и др. Грех понимается не как безнравственный поступок или преступление, а как болезнь человеческой природы. Соответственно этому пониманию, искупление и спасение мыслятся как исцеление от болезни и восстановление природы человека в ее изначальном достоинстве и призвании, суть которого — в соединении с Богом, обожении.

Искупление не сводится к тому или иному событию в жизни Христа, будь то распятие на кресте или гефсиманское моление. Трагическим следствием грехопадения Адама стало рассогласование воли человека с волей Божьей. Спасение же, совершенное Иисусом Христом, состояло в возвращении человеческой воли в свободное послушание воле Божьей. Именно эту миссию выполнил Спаситель, Который, по слову апостола Павла, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:7-8). Искупительное значение имеет вся жизнь Спасителя — от рождения, когда Бог воспринял человеческую природу, до Вознесения, когда эта природа была включена в реальность бытия Святой Троицы.

И, конечно, особое место в искупительном подвиге Спасителя занимают Его страдания и смерть. Вот что пишет об этом Владимир Лосский: «слово благоразумного разбойника <...> «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» — приобретает онтологическое значение. И благоразумный разбойник умирает легче, чем Христос. Христос же, когда Он соглашается принять ужасное последствие греха, когда в последних глубинах Своего нисхождения <...> Он познает смерть, видит, как обоженный человек противится в Нем этому «противоприродному» проклятию. И когда собственная воля Слова, то есть Его человеческое естество, подчиняется, оно познает несказанный ужас перед смертью, ибо она Ему чужда. Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать». 

Нужно подчеркнуть, что, говоря о «теориях искупления», исследователи имеют в виду наиболее известные и систематизированные концепции, в рамках которых делались попытки истолковать и объяснить сущность служения и подвига Иисуса Христа. Православная сотериология (учение о спасении) в разные времена включала в себя различные мнения на этот счет. Поэтому не следует думать, что, к примеру, юридическая теория на протяжении столетий абсолютно доминировала в Церкви. Наряду с ней существовали иные точки зрения, в том числе разделявшиеся известными представителями православного богословия.

Господь спасает не каждого из нас в отдельности — живших когда-либо, живущих сейчас или тех, кто только родится в будущем. Он преображает и спасает то, что составляет основу нашего бытия в мире — нашу природу. Спаситель исцеляет нас от греха, восстанавливая все человечество в его цельности и достоинстве, которые были утеряны с грехопадением. А для того, чтобы следующие поколения людей смогли усвоить плоды Его спасительного подвига, Господь основал на земле Церковь, которую апостол Павел называет «телом Христовым» и войдя в которую мы становимся членами этого Тела, получаем спасение и полноту жизни, независимо от того, когда мы родились.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,92 из 5)
Загрузка...
31 января 2022
Поделиться:

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)1 год назадОтветить

    Статья пахнет ересью апокатастасиса. Автор забыл, что спасутся не все, а лишь очень немногие, о чём написано чёрным по белому в Святом Евангелии?

    • Денис
      Денис1 год назадОтветить

      Владимир (другой), каждый выбирает веру по себе, каждый верит как хочет. Одни жаждут упиваться вечными муками без малого всех и вся вместе со всемогущим дьяволом. Другие желают себе и всем блаженства с Богом, который есть Любовь!

    • Денис
      Денис1 год назадОтветить

      Владимир (другой), вы бы хоть для начала определились с термином "спасутся". Что значит спасутся? Если вы о людях для коих любой мир без Христа плох, то таких действительно очень мало. Если же речь о посмертном попадании в миры своих желаний, то почему нет? Хочет человек гарем из 70 гурий, то почему нет? Хочет стать дельфином в море пива, то почему нет? Зачем считать Господа безумном мстительным деспотом делающим всё назло людям кроме кучки избранных?!

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      Вы, возможно, перепутали искупление со спасением. О том, что Христос искупил грехи всех, точно так же черным по белому написано в Евангелии и апостольских посланиях:
      Мф. 20:28 (здесь Христос так и говорит: искупление МНОГИХ)
      Рим. 3:25
      1Тим. 2:6 (а здесь: искупление ВСЕХ)
      Евр. 9:12 (ни много ни мало ВЕЧНОЕ искупление)

  • Roman
    Roman1 год назадОтветить

    "Так, в западной традиции долгое время был распространен юридический подход."

    А в восточной как интерпретировали?

    "Уже в ХХ веке в пику юридической теории возникла нравственная теория искупления, в которой на первом месте оказывался этический аспект."

    Т.е. только в 20вв появилась теория, отличная от юридической?

    Также непонятно, идет ли речь снова только о западной традиции? Если да - то как дела по этому вопросу в традиции восточной? А если нет, то на смену чему в восточной традиции пришла нравственная теория?

    Не является ли смена интерпретации - нарушением 2000летней традиции?

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь