Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Текст в церковном искусстве — сакральный паспорт изображения. Есть подпись — есть икона. Нет подписи — это еще не икона, а пока лишь живопись. Речь, конечно, идет не о старинных образах со стершимися буквами. В древней традиции иконы подписывал епископ. Он подтверждал, что образ соответствует Священному Преданию и как бы нарекал. Мы же знаем, как важно дать имя. От этой практики остался чин освящения храма, когда владыка подписывает антиминс и чертит голгофы на четырех стенах храма.
Для нас, христиан, Господь — Слово. Мы люди Книги — Библии. Поэтому письменные обозначения для нас очень важны. Важны всё больше и больше, поскольку неточный образ может искажать сущность. Текст же универсален. При этом самые священные имена иероглифируют, как бы защищая их от обыденности восприятия. Так появляются контрактуры — сокращения. Например, подпись Спасителя — IC XC. Богородицу, ангельские силы часто подписывают сокращенно, со специальными надстрочными значками — титлами.
С другой стороны, надписи в храме — часть орнаментальной структуры, своего рода кровеносной системы настенной живописи. Буквенная вязь подписей, строчек из акафистов и молитв объединяет росписи в ритмический и цветовой союз. По этой системе иконописцы запускают в сакральное пространство кислород смыслов и энергию красоты.