Вопрос читателя:
Здравствуйте, как наша Церковь относится к добровольцам на войну?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Бог Вас благословит!
Убивать людей — это грех в любом случае. Когда убивают врагов для защиты своего Отечества это меньший грех, но тоже грех. Если человек идёт добровольцем не убивать, а помогать с обеспечением, осуществлять медпомощь, то это, безусловно, положительно и Церковью одобряется.
В случае, если человек идёт воевать, то рассматривается его мотивация. И обмануть Господа не получится. Обманув священника и получив у него благословение идти защищать свой народ, а на самом деле — корысти ради или из-за кровожадности, ничего хорошего человек не получит, рано или поздно кара Господня настигнет убийцу и мародера. Правильно расставив приоритеты, можно задуматься и получить правильный ответ.
Напомню также, что у нас есть материал Христианство и пацифизм. 11 вопросов о Церкви и войне. В нем, в частности, сказано следующее:
В 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — документ, в котором выражается отношение нашей Церкви к самым разным острым вопросам современности. В нем констатируется, что в последнее время отношение к войне определить особенно трудно: «В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии». В связи с этим, свидетельствуют «Основы социальной концепции», «вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. <...> Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих» (VIII, 3).
Божьей помощи Вам!