Как быть с вопросом о точности перевода Библии? - Православный журнал «Фома»
Как быть с вопросом о точности перевода Библии?
Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин. 1852

Как быть с вопросом о точности перевода Библии?

5 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Заметила, что, когда начинаются споры насчёт аморальности гомосексуализма, то, по словам некоторых людей (которые, к слову, могут быть далеки от толкования Библии и от христианства в целом), Священное Писание осуждает не гомосексуализм, а педофилию. Якобы то, что в тексте Библии обозначается «мужеложством» — это просто-напросто неправильный перевод. И это не единственный пример, когда кто-то использовал «неправильный перевод Библии» в качестве аргумента, доказывающего неправоту христиан. Я возвращаюсь к вере. Можно сказать, что я новоначальная православная христианка, и меня очень смущают эти моменты. Как же быть с вопросом этих «неправильные переводов»?

Варвара

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Варвара! В условиях, когда некоторые общины, называющие себя христианскими Церквями, благословляют однополые союзы, нелишне напомнить, что существует несколько фрагментов Священного Писания, прямо или косвенно говорящих о греховности гомосексуализма. Помимо упомянутой Вами истории Содома и Гоморры (Быт. 19, 15-23) это прямой запрет в книге Левит: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18:22).
אֶת־זָכָר, לֹא תִשְׁכַּב מִשְׁכְּבֵי אִשָּׁה; תּוֹעֵבָה הִוא׃
Καὶ μετὰ ἄρσενος οὐ κοιμηθήσῃ κοίτην γυναικός βδέλυγμα γάρ ἐστιν.

Чуть ниже этот запрет повторяется с указанием на то, что его нарушители будут преданы смерти: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев 20:13). Никаких разночтений в переводе этого запрета нет. Вопросы возникают только к тем авторам переводов, которые употребляют здесь термин «гомосексуализм», изобретенный гораздо позже. Впрочем, это не касается синодального текста, который я процитировал вначале.

В книге пророка Иезекииля грехи Содома и Гоморры описаны так: «Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицом Моим, и, увидев это, Я отверг их» (Иез. 16:49-50).

В Книге Судей описывается история, которая похожа на историю Содома и Гоморры. Некий левит со своей наложницей оказываются во время путешествия в чужом городе (Гиве Вениаминовой), где их гостеприимно оставляет на ночь один из жителей. Однако другие жители оказываются «людьми развратными» и хотят совершить надругательство над гостем: «Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его». (Суд. 19:22). Хозяин, подобно Лоту, готов пожертвовать своей дочерью, чтобы исполнить долг восточного гостеприимства и спасти честь гостей. Завершается история тем что левит отдаёт толпе свою наложницу, которая в результате изнасилования погибает, а позднее всё население Гивы Вениаминовой, а также практически всё колено Вениаминово истребляются.

В Послании к Римлянам апостол Павел предупреждает верующих о недопустимости противоестественного поведения в сексуальной сфере: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:26-28).

В другом послании гомосексуализм включен в перечень пороков и проступков, препятствующих человеческому спасению: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:9-11).

В первой главе первого послания к Тимофею, святой апостол Павел тоже перечисляет некоторые грехи, и этот список по форме и содержанию во многом похож на текст 1 Кор. 6:9-10. В этом тексте также упоминается слово άρσενοκοίται, которое традиционно (например, в Синодальном переводе) также переводится как «мужеложники»: «…зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложцев,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению…» (1 Тим. 1:9-10)

Невозможно списать на проблемы перевода все ясные слова Священного Писания, поэтому сторонники однополых отношений делают попытку редуцировать проблему только к сюжету о Содоме и Гоморре. Но и здесь, включив в исследование контекст 18 главы книги Бытия, мы видим, что гостеприимством Авраама воспользвовались трое путников мужского пола. И именно их требовали у Лота вывести для изнасилования жители Содома. Для того чтобы в этом контексте увидеть запрет только педофилии, нужно обладать недюжинной фантазией и такой же предвзятостью.

Библейские тексты – самые частые рукописи древности и средневековья, которые находятся в переводах на множество древних и современных языков. Библеистика накопила огромный арсенал оценки качества перевода того или иного фрагмента с привлечением не только данных лингвистики, но и истории, археологии, богословия. В случае ошибок в переводах, специалисты обязательно отмечают их, они не являются каким-то сакральным секретом (см. Какой перевод правильный?).

Библию писали люди и мелкие ошибки в ней естественны. Главное, что действием Святого Духа все они не мешают нашему спасению и позволяют Священному Писанию вместе с Преданием Церкви быть верным руководителем ко Господу и Спасителю Христу.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

      Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь