Как была устроена русская свадьба: 6 удивительных предметов из прошлого

Что мы знаем о том, какие подарки в XIX веке было принято дарить невесте перед свадьбой? Чем отличается головной убор замужней женщины от убора незамужней девушки? Что такое свадебный поезд и с какой платформы он отправлялся? К Красной горке — первому воскресенью после Пасхи, когда в дореволюционной России традиционно справляли много свадеб, — мы подготовили шесть необычных экспонатов с выставки «Русская свадьба. Традиции и обряды», проходившей в Историческом музее в этом году.

1. Икона Богоматери «Троеручица»

У историков есть все основания считать, что это была венчальная икона Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I. К венчальным иконам всегда относились с особым трепетом: изображение Богородицы изысканно украшалось, его хранили и почитали на протяжении всей жизни. Так было и с «Троеручицей»: она стала келейной иконой Евдокии Федоровны, когда та приняла постриг в Новодевичьем монастыре, а после ее кончины вошла в надгробный иконостас.

2. Прялки ручной работы

Прялка на первой фотографии — дело рук народного мастера В. Амосова. Она выполнена им накануне своей свадьбы как подарок невесте. Такой подарок считался традиционным для XIX века. Эти прялки отличались от обычных замысловатым сюжетом, в центре которого — свадебные обряды и гуляния. Часто изображались свадебные символы: дерево, окруженное птицами, или самый красивый цветок олицетворяли невесту, резво бегущая в упряжке тройка в народной традиции — жених, который везет невесту под венец. На прялках можно увидеть и девичьи посиделки с гармонистом, и всадника на белом коне — того, кто сопровождает свадебный «поезд», или самого дружку, представителя жениха. Иногда прялку дарил отец, и в таком случае она шла в приданое невесты. Смысл этого подарка — пожелание семейного благополучия и достатка, так как практически весь бытовой текстиль заготавливался дома, вручную.

3. Мужская венчальная рубаха с инициалами, конец XIX века, Рязанская губерния

Фото: ГИМ

Эта рубаха была вышита невестой специально для жениха. В ней он венчался, а затем использовал как праздничную одежду. В период от сговора, то есть от момента окончательной договоренности о свадьбе, до самого свадебного дня невеста срочно дошивала все недостающее для приданого. В первую очередь — одежду для будущего мужа. В связи с этим в народе появился интересный обычай: подруги невесты приходили к жениху, чтобы снять с него мерки. Он в свою очередь должен был их угостить, и девушки не уходили без шумного застолья.

4. Кокошник-плачея

Плачея — это девичий головной убор. Все головные уборы для девиц не закрывали темечко, то есть охватывали голову только по кругу. Замужняя женщина должна была полностью укрывать волосы от чужих взглядов, в то время как девушка могла позволить себе распустить их, и для этого хорошо подходили открытые головные уборы.

У плачеи с закрытым темечком, представленной на выставке, особая история. Мы не знаем, кому она принадлежала, но есть информация о том, что в Сольвычегодском уезде сговоренные девушки впервые надевали такой головной убор перед свадьбой. В таком наряде каждая невеста должна была пройти целый ряд обрядов, связанных с плачем и причетами (отсюда и название головного убора). Она прощалась с семьей и прежней жизнью, переходя в новый социальный статус.

А плачея с закрытой верхней частью — это оригинальное решение одной из крестьянских женщин. После свадьбы она не захотела расставаться со своим головным убором и трансформировала его в кокошник. Верхнюю часть она «закрыла» тканью и украсила бисером, тем самым получив возможность надевать плачею и после замужества.

5. Свадебный костюм, вторая половина XIX века, Смоленская губерния

В 30-е годы XX века данное нарядное платье было передано работникам музея его хозяйкой вместе с интересной историей. В свое время оно шилось специально для крестьянской свадьбы. В нем его владелица была на венчании, а затем отдала своей дочери в приданое. В начале ХХ века девушка переехала из родного села в Московскую область, чтобы работать на одной из текстильных фабрик. С собой, как большую ценность, она привезла этот костюм.

В то время городская мода диктовала свои правила: женщины начали одеваться по-фабричному, и домашние деревенские наряды пылились в сундуках. Однако в дни праздников многие, чтобы выделиться, надевали костюмы, привезенные из своих губерний, и это платье не стало исключением. История ярко иллюстрирует преемственность и практичность крестьянских брачных нарядов: их передавали из поколения в поколение и более того, не раз носили и после свадьбы.

6. Свадебные сани

Праздничные выездные сани часто называли свадебным поездом, и это неудивительно: он представлял собой длинную и шумную процессию. Как правило, внутри сани застилали ковром, украшали полотенцами с вышивкой, лентами и поясами. Также их было приняло очень ярко украшать росписью или резьбой.

Роспись на представленных санях сюжетна. С внутренней стороны изображена сцена застолья. Оно сопровождало весь свадебный процесс: без стола не обходилось ни сватовство, ни рукобитье, ни сговор. Перед отправлением свадебного поезда на венчание тоже накрывали столы, но молодые не принимали в этом участия. Свадебный поезд сопровождали поезжане — своеобразный праздничный эскорт. Сани должны были раздавать много шума и мчаться так быстро, чтобы, согласно народным поверьям, никакие злые умыслы и силы не могли подействовать на молодых.

Автор: Анастасия Спирина
Фото: Юлия Маковейчук

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (18 голосов, средняя: 4,56 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

    Загрузить ещё