Иерей Андрей Близнюк, родился в 1964 году в Москве в семье военнослужащего. Закончил Львовское военно-политическое училище, получил офицерское звание и продолжил службу. Но приход к вере сильно изменил и его отношение к жизни, и саму жизнь: в 1988 году ушел в отставку, а в 1989 году уехал на Соловецкие острова, где прожил до 1993 года. Первое время там работал в лесхозе, затем стал трудником Соловецкого монастыря. В 1990 году был депутатом на Поместном Соборе от Архангельской епархии. В 1998 году окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). В 1997 году рукоположен в сан священника. Является клириком московского храма святителя Николая в Кузнецкой слободе. На богословском факультете ПСТГУ ведет семинар «Основы миссионерского служения», преподает в православной «Традиционной гимназии». С 1996 года ездит по регионам России с миссионерскими студенческими походами ПСТГУ и к настоящему времени был в 20 походах.
Путь к фотографии
«Я увлекся фотографией вслед за своим братом-близнецом Валерием. Вначале мы снимали “Зенитом” по большей части старые улицы Москвы. Вместе проявляли и печатали свои первые снимки в ванной, использовали витражи для тонирования кадров. И все это: и съемки, и проявка, и печать пленки, и рождение фотографии — воспринималось нами как чудо. С самого начала мы решили для себя, что фотография не должна быть простой фиксацией действительности — фотография должна быть искусством».
Что снимает
«C 1996 года, вернувшись из первой миссионерской поездки в Якутию, стал снимать регулярно. Фотография для меня — повод к разговору о Таинствах, о смысле жизни, о семейных ценностях, — и вместе с тем миссионерский инструмент, которым я пытаюсь вызвать у зрителя отклик, сочувствие, сопереживание. Делаю слайд-фильмы для миссионерских бесед. Сначала возил с собой слайд-проектор и экран с колонками, но сменив пленочную камеру на цифровую, стал использовать мультимедийную аппаратуру. Сейчас пользуюсь программой PowerPoint, наполняя ее фотографиями, видео и музыкой. Зрительные образы помогают слушателям лучше понять проповедь и запомнить сказанное. Для меня важно вместе с людьми смотреть на большой экран, комментировать и отвечать на вопросы. Поэтому не всегда соглашаюсь печатать свои фотографии в журналах. Даже хорошую фотографию можно заставить “молчать”, поместив ее по соседству с неподходящим материалом или снабдив неудачным комментарием».
Мысли о фотоискусстве
«“Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”, — так писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Для меня фотография — искусство, а не механическая фиксация. Знаю случай, как одна пожилая женщина проходила регистрацию в аэропорту с чужим паспортом. Ей говорят, указывая на фотографию: «Это не вы!» — А она в ответ: «Представьте, так у нас снимают!» И ее пропустили! Это и неудивительно, ведь многие помнят, какой бывает первая мысль при получении своей фотографии в фотоателье: “Какой ужас! Кого это мне подсунули?!” Но так происходит лишь в тех случаях, когда фотограф смотрит в видоискатель и не чувствует того, кто по другую сторону. Сделать хорошую фотографию — это действительно сложно и это действительно искусство.
Достоевский сказал очень точно: “В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник (или фотограф. — А. Б.) изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица”». Поэтому прежде, чем фотограф нажмет на спусковую кнопку и момент жизни запечатлеется в фотографии, происходит много чего: и сотни событий, и размышления, и предварительные решения. Сначала нужно покинуть дом, возможно, пролететь тысячу километров… А потом, в самом конце, присесть на корточки или поднять фотоаппарат на вытянутых руках и… “Carpe diem!”*, так как через секунду снимать будет нечего. Фотоискусство — это борьба с неумолимым временем».
Камера
«Сначала снимал “Зенитом”, потом появился Pentax. Цифровые камеры — Olympus и Canon 400d.
*«Лови момент!» (лат.). — Ред.
Село Койнас Лешуконского района Архангельской области (берег реки Мезень. 400 км от Архангельска). Вдоль ручья ютятся старинные амбары и баньки. Самые старые из них конца XVIII века. 2007 г.
Братство. 2008 г.
Свет. 2006 г.
«Будьте как дети». Село Вожгора. После крещения. 2003 г.
Над Алтаем. 2004 г.
Свет. 2006 г.
Здесь можно обсудить эту статью в блогах Liveinternet.