«Этот конфуз мог случиться на церемонии объединения Московского Патриархата с РПЦЗ» — забавный и малоизвестный факт из недавней церковной истории

«Этот конфуз мог случиться на церемонии объединения Московского Патриархата с РПЦЗ» — забавный и малоизвестный факт из недавней церковной истории

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Многим известно, что объединение двух ветвей Русской Православной Церкви — Московского Патриархата и Зарубежной Церкви — произошло 17 мая 2007 года. Но мало кто знает, что это историческое событие изначально планировалось на предыдущий день. Конфуз, который в таком случае мог произойти, теперь кажется забавным, но 14 лет назад он вполне мог вызвать определенные ассоциации.

Историю эту мне рассказал протопресвитер Александр Лебедев, настоятель Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе, предложение которого и позволило избежать возможного казуса.

Вопрос об окончательной дате подписания акта решался на заключительном, восьмом заседании комиссий Московского Патриархата и РПЦЗ по обоюдному диалогу, которое проходило в германском Кёльне в октябре 2006 года.

По словам отца Александра, который входил в комиссию со стороны Зарубежной Церкви, всем уже было практически очевидно, что объединение произойдет довольно скоро. Церемонию подписания акта планировалось назначить на день отдания Пасхи, который в 2007 году выпадал на 16 мая. Предполагалось, что все произойдет в Храме Христа Спасителя в Москве, и после предварительной встречи все архиереи должны были выйти из алтаря. С одной стороны — представители Московского Патриархата, с другой — Зарубежной Церкви.

«Однако во время обсуждения я напомнил, что в Московской Патриархии духовенство традиционно проводит службу в день отдания Пасхи в красном облачении, а мы весь пасхальный сезон служим в белом. Кто-то мог увидеть символику в том, что архиереи Московского Патриархата выходят в красном, а зарубежные — в белом», — с улыбкой вспоминает отец Александр, имея в виду продолжавшееся почти 90 лет разделение на тех, кто был вынужден служить при советской власти и в изгнании.

«Этот конфуз мог случиться на церемонии объединения Московского Патриархата с РПЦЗ» — забавный и малоизвестный факт из недавней церковной истории
Фото http://patriarhia.ru

По его словам, в заседании комиссии участвовали по пять представителей из Москвы и зарубежья, которые мгновенно сориентировались и перенесли дату подписания акта на следующий день — 17 мая, когда Русская Церковь отмечала праздник Вознесения Господня и все по традиции служат в белых одеяниях.

«Все быстро все поняли и сразу пришли к правильному решению», — говорит отец Александр.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (42 голосов, средняя: 4,81 из 5)
Загрузка...
24 июня 2021
Поделиться:

  • Catilina
    Catilina1 месяц назадОтветить

    Именно слово "конфуз" привлекло моё внимание, Владимир. Думаю так себе да что за конфуз такой мог случиться, что-то забавное.. дай-ка всё-таки прочту текст. Знаете, может оно и лучше, что название и содержание несколько расходятся по смыслу. Хоть прочитала.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Меня коллеги этим и утешают, когда я спрашиваю )))

  • Catilina
    Catilina1 месяц назадОтветить

    Здравствуйте, Владимир, спасибо Вам за ответ. Если день и цвет облачений были специально подобраны с ориентацией на мирской враждебный русскому Православию мир, чтоб не вводить в соблазн лишний раз нехристей и не давать лишнее оружие им в руки, то это уже совсем другое дело. Но тогда слово "конфуз" здесь не подходит. Речь идет уже о мудрости пастырей, идущих по лезвию меча и жертвующих малым ради бОльшего. А статьи православные противники воссоединения писали на эту тему, с той точки зрения, что масштаб канонических нарушений Московского Патниархата, совершенных местоблюстителем С. и далее, был так серьезен, что у зарубежных стали возникать сомнения в благодатности МП. Причем сомнения были изложены очень серьезно и убедительно. Причем тяжесть наших нарушений канонов в сравнении с КП и всей этой историей с афтокефалией вполне сравнимы. Ну это так, к слову 🙂

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Всё верно, Вы правы: вопрос был о том, чтобы не вводить в соблазн никого из паствы и внешних людей. Само объединение при этом - да - не было простым и безпроблемным делом. По сути, это чудо, свершившееся вопреки многим препятствиям и разногласиям. Меня самого вот этот преизбыток любви над разномыслиями, которые и сейчас можно видеть, -- повод для огромной радости.

      Что касается названий статей, то тут вообще очень сложно сделать так, чтобы всё было точно. Не переборщить в попытке заинтересовать читателя. Не всегда у нас получается. (

  • Catilina
    Catilina1 месяц назадОтветить

    Неужели граду политизации внутри Русской Православной Церкви был настолько высок, что иеархи могли БЫ интерпретировать красный Пасхальный цвет, цвет мучеников в ТАКОМ контексте? Маловероятно...

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Почему именно в Русской Православной Церкви? Были в среде Зарубежной Церкви свои противники воссоединения. Ну а сторонних "благожелателей", которые любую мелочь готовы были тогда (готовы и сейчас) "поднять на щит", их немало. Я помню, как незадолго до воссоединения была через сайт "Московского комсомольца" запущена дезинформация о якобы кончине патриарха Алексия. И что по этому поводу писали те, кто поверил: что, мол, нам знамение дано свыше, что воссоединения не будет. Они потом опровержениям не верили ещё долго, пока Святейший не вернулся из отпуска спустя несколько дней и его по тв не показали. Так что я тот момент очень хорошо и крепко помню. Тем более, "Фома" как раз против этих информационных вбросов тогда вынужден был бороться вместе с другими православными сми.
      Сами иерархи тут, конечно же, не при чем.
      Важен вопрос о том, какие иногда абсурдные аргументы всерьез используются в борьбе с Церковью.