«Я опаздывал на службу и вдруг сбил человека» — история о литургии, которую я запомнил навсегда
«Я опаздывал на службу и вдруг сбил человека» — история о литургии, которую я запомнил навсегда

«Я опаздывал на службу и вдруг сбил человека» — история о литургии, которую я запомнил навсегда

Этот случай произошел со мной несколько лет назад, но до сих пор я не могу объяснить его ничем иным, как милостью Божией ко мне. Я едва не стал причиной увечья или даже гибели человека, и пускай моей вины в том не было, легче от этого не становилось. И вот в этот самый момент, когда помощь мне была нужнее всего, Господь, возможно, решил позвать меня к Себе в гости.

А дело было так…

В нашем русском храме в Вашингтоне в воскресенье обычно проводятся две литургии: ранняя служится на английском языке, поздняя — на церковнославянском. С семьей мы время от времени ездим на церковнославянские, но в одиночку я, бывает, собираюсь пораньше, хотя и нечасто. В тот день я как раз хотел успеть к причастию на ранней службе, хотя внутренне чувствовал себя неготовым к принятию Святых Даров.

И причина этого чувства неготовности не в каких-то высоких внутренних переживаниях, все гораздо проще: я элементарно ленюсь. Ну вот хочется поспать лишнюю минутку, потом делать все медленно и размеренно — а куда торопиться-то, Бог ведь все равно примет. Заняться своим любыми «впихиванием невпихиваемого», то есть за оставшееся до выхода время сделать максимальное количество мелочей типа «полить цветы», чтобы освободить себе побольше воскресенья для отдыха. Чтение молитв перед Причастием в этот список не входит — просто не успеваю. Да и думаю: я же не прямо из двери к Чаше подбегаю (хотя пару раз было и такое), а какое-никакое время стою на литургии и слушаю ее тексты, так какая разница, что слушать?

«Я опаздывал на службу и вдруг сбил человека» — история о литургии, которую я запомнил навсегда

Все это, естественно, настраивает на суетный лад, особенно если прямо перед выходом нужно уделить какое-то внимание жене или детям, в чем-то им помочь и, стало быть, еще больше задержаться. Один мой коллега, чтобы получше настроиться на службу, ходит из дома в храм минут сорок пешком. Помогает ему это или нет, я не спрашивал, но мне на своих двоих до храма будет километров двадцать, туда — обратно часов на 8 прогулки потянет. Так что еду я на машине и всегда надеюсь «успокоиться по дороге». Изредка получается, почти всегда — нет.

Стоит ли говорить, что при такой «подготовке» часто в лучшем случае я прихожу на службу совсем незадолго до ее главного момента. И причащение у меня получается для галочки, я не чувствую, что потрудился, а потому иной раз не получаю настоящей радости от соприкосновения с Богом. И всегда меня в таких случаях внутри что-то колет, на сердце есть какая-то неспокойность и мне хочется хоть на минуточку прийти пораньше в следующий раз или задержаться сейчас, чтобы чуть-чуть попросить Бога о спокойствии.

В таком же расположении духа — в спешке, суете и в стараниях внутренне собраться и успеть причаститься — в тот раз я все-таки опоздал. Нервничал, торопился, ругал сам себя и всех, кто попадался, а на одном из поворотов слегка притормозил…

И в этот момент мне под колеса бросилась девушка. Мы с ней прекрасно видели друг друга, а потому я был уверен, что она не побежит перед автомобилем. Она же, как призналась потом, ждала, что я поеду в другом направлении.

«Я опаздывал на службу и вдруг сбил человека» — история о литургии, которую я запомнил навсегда

Слава Богу, скорость у меня в момент встречи была почти нулевая, так что девушка упала на асфальт, но почти тут же поднялась. К счастью, все обошлось, ни полицию, ни скорую вызывать не пришлось.

В церковь я пришел с трясущимися коленками и ни о каком причащении уже не думал. Моей вины в случившемся не было, но в голове упрямо всплывала цитата из фильма «Место встречи изменить нельзя» о том, что «наказания без вины не бывает».

Я приехал под самый конец английской литургии и, чтобы немного успокоиться, решил ненадолго задержаться на церковнославянскую. И провел ее… в алтаре.

Мне хочется надеяться, что это неожиданное желание остаться было как-то связано с моей любимой фразой из Библии «вера твоя спасла тебя», что я действительно где-то в глубине души верил, что получу некое прощение. Но буду честен: я не знаю, что мною тогда двигало, я просто повиновался этому чувству.

В самом начале службы священник вышел на амвон и долго вглядывался в заполненный храм. Я стоял пусть и неподалеку, но все же в толпе других, точно так же знакомых ему людей. Тем не менее он почему-то позвал именно меня. Оказалось, не хватало алтарников и нужно было, чтобы кто-то читал записки о здравии.

Так я в первый и пока в последний раз в жизни оказался в алтаре прямо во время литургии.

С самого начала я почувствовал, что это — дар. И пришел он в самый нужный момент. Потом, по-моему, даже благодарил этого священника. Если честно, ощущал себя словно школьник, который старательно выполняет задание, но это было какое-то радостное ощущение. Всю службу читал записки, угадывал в них имена знакомых, краем глаза следил за теми сокровенными моментами богослужения, которые обычно скрыты от мирян. И чувствовал, что в душе постепенно разливается ощущение спокойствия и тепла.

Домой я вернулся в благостном состоянии. Конечно, все случившееся не забылось, раз уж всплывает в памяти даже несколько лет спустя. Но всякий раз одновременно возникает и ощущение, что я нахожусь под крылом любящего Отца и прощен Им. Кстати, и домашними тоже: они ведь не знали, куда это я запропастился, но очень быстро все поняли.

Теперь, по прошествии времени, я могу сказать: та история послужила мне одним из маленьких уроков о том, что иногда нужно прислушиваться к себе. Мне тогда просто стало легче на душе, а ведь бывает, что такие необъяснимые порывы — перестать торопиться, беспокоиться и отдать свое «такое дорогое и дефицитное» время главному — на самом деле спасают, и не только жизнь. В храм тоже пораньше надо было бы приходить, но к этому я, наверное, пока еще не готов.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (113 голосов, средняя: 4,60 из 5)
Загрузка...
17 декабря 2020
Поделиться:

  • Ирина
    Ирина5 месяцев назадОтветить

    Статья шокировала.
    Самое время вспомнить Апостола Павла
    "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.
    27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
    28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
    29 Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
    30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
    31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
    32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром."

    Слава Богу что так обошлось, но если не будут сделаны правильные выводы, то произойдет еще худшее.

  • Марина
    Марина5 месяцев назадОтветить

    Кто как готовится, относится к Причастию - то и получает. Удивительно,что таких людей вообще допускают к Причастию - людей,которые считают,что "настроиться на лад" достаточно, чтобы быть достойным Причастия. Странная статья о том, как автор халатно относился к этому...

  • Оксана
    Оксана5 месяцев назадОтветить

    У нас НИКОГДА не причащают без исповеди, а перед исповедью надо читать Псалтырь и покаянные молитвы. Батюшка может не допустить к причастию за грехи.Ваш вариант православия комфортный.В идеале в церковь должна ходить вся семья с детьми,т.к. Господь наказывает родителей через детей.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков5 месяцев назадОтветить

      При всём уважении: Оксана, тут на основе опыта одного прихода не следует обобщать. И в России, и в США одинаково можно встретить разную степень строгости, в зависимости от мнения духовника, от неписанного "устава" конкретного прихода. Именно в результате споров по поводу разных практик появился документ «Об участии верных в Евхаристии», который ставит некоторые рамки того, что Русская Православная Церковь допускает, а что нет. В целом: вспомните пословицу про "свой устав" и "чужой монастырь". Она родилась неслучайно и отсылает ко вполне конкретному факту из практики Православия: возможности устанавливать разную степень строгости или послабления для разных православных общин. Конечно же, при верховенстве общих для всех соборных канонических правил. Это не означает, что я сам или автор сторонники разболтанности и безграничных послаблений. Но только "ваш вариант православия" -- вот это уже, на мой взгляд, неверное обобщение.