Рассказывает Ульяна Фролова:
В последние годы поступление в университет превратилось в безумную гонку «быстрее, выше, сильнее», где на кону, как уверяют школьные учителя, вся твоя будущая жизнь. Ну так, по крайне мере, было в школах моего города. Поступишь в простенький региональный вуз — будешь всю жизнь мучиться на неинтересной работе с крохотной зарплатой. Зато университеты, находящиеся на верхушке рейтинга, якобы откроют тебе двери к счастью и праздной безбедной жизни. Эту истину нам начинали внушать класса с седьмого. К первым выпускным экзаменам в девятом она так прочно оседает в голове, что никто даже не пытается с ней поспорить.
Вершина успеха — поступление без вступительных испытаний по диплому какой-нибудь олимпиады школьников. Получишь такой — жизнь, считай, удалась. Волноваться не о чем. Вы победитель нашей игры на выносливость, поздравляю.
Я была неплохим игроком. К одиннадцатому классу накопилась увесистая папка всевозможных грамот и дипломов. В конце года появился и тот самый, заветный, дающий право поступить без экзаменов в «крутой» университет. Только диплом нужно было подтвердить определенным баллом ЕГЭ.
В выпускном классе, измученная бесконечными олимпиадами и конкурсами с их американскими горками побед и поражений, я совсем потеряла веру в себя. Открывала задания ЕГЭ, затуманенным взглядом смотрела на них и повторяла: «Я точно ничего не сдам и пойду работать кассиршей в супермаркете». А мои несчастные учителя умрут от позора, не иначе.
Пока одноклассники, перебивающиеся с двойки на тройку, строили планы на дальнейшую учебу, я, стараясь делать вид, что мне, в общем-то, совершенно всё равно, пожимала плечами и говорила: «А я не буду никуда поступать».
Я очень хотела уверить всех вокруг, что это мое решение, чтобы, когда окажется, что я правда не поступила, избежать ненужных расспросов. Откуда у меня появились эти абсолютно глупые мысли? Накопившаяся усталость, несколько важных олимпиад, на которых лишь несколько баллов отделяло меня от статуса призёра, и, возможно, искушения, с которыми я тогда не умела бороться.
Где-то в глубине души я надеялась, что Господь всё управит и я поступлю, куда хочу. Я же столько для этого работала, в конце концов. И не важно, что я думаю и говорю по этому поводу.
Но жизнь оказалась куда сложнее. Русский и английский я сдала блестяще, хотя результаты этих экзаменов мне были неважны. А вот литература… Мне не хватило четырех обиднейших баллов.
Это был серьезный удар. Как же так? Разве Господь не понимает, что я, победительница всех мыслимых и немыслимых олимпиад, не могу знать литературу на вот такой балл? Я поступила во все университеты, куда подала документы, кроме того единственного, где хотела учиться.
Мне потребовалось время, чтобы понять, что на самом деле со мной произошло. Господь, конечно, всё знал и понимал: и про мое выгорание, и про низкие баллы. Но Он дал каждому из нас свободную волю и не стал бы ее ломать. Особенно по таким пустякам. Говорила, что не поступишь? Хорошо, как хочешь. Господу нужны не марионетки, а свободные люди, принимающие свои решения. Мое решение, которое, наверное, Богу тоже казалось странноватым, было таким.
Литературу я пересдала через год. В тот самый университет поступила. За то время, пока я готовилась к пересдаче, я многое поняла о себе, о мире и Боге. Оглядываясь назад, я не хотела бы что-то изменить: получи я тогда, в одиннадцатом классе, свои сто баллов, я была бы сейчас другим человеком, но вряд ли была бы счастливей.
Самое главное, что я вынесла из этой истории, — это понимание того, что Богу нужно доверять беспрекословно. А еще верить в себя, потому что наша воля о своей жизни Господу очень важна. Нельзя идти в одну сторону, а смотреть в другую. Тут уж не Бог виноват, если ты врежешься в столб.