Древнегреческое слово τό θαῦμα (thauma) означает не только чудо, но еще и изумление, удивление. Оно в древнегреческом языке является однокоренным глаголу удивляться — θαυμάζειν (thaumazein). И правда, чудо — это то, чему чудятся, что из-умляет человека, выводит из ума, показывая его ограниченные пределы.

Кстати, античные философы удивление считали началом философии. Как говорил Аристотель в своей «Метафизике»,

«...и теперь и прежде удивление (τό θαυμάζειν) побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы».

Однако, как мы видим из этих слов, исторически философия ставила своей конечной целью все-таки избавление от удивления и незнания, чтобы оно в итоге сменилось знанием и пониманием.

В отличие от философии в религии чудо всегда им, необъясненным и удивительным событием, так и останется. Без чуда, без постоянного и даже все более усиливающегося изумления или удивления ему невозможна никакая вера во всемогущего Бога. Ведь Богу, если он и правда всемогущий, «возможно все» (Мф 19:26).

Чудо, которое нельзя объяснить и понять — это не просто нечто необычное, но нечто сверхъестественное, то, что нарушает любые наши привычки и ожидания. Его поэтому естественным образом так трудно принять человеческому разуму. Но «Бог идеже хощет, побеждается естества чин», как говорится в Покаянном каноне Андрея Критского. Эти Божии победы будут недоступны любому «естественному свету разума», как бы он не был силен, если он захочет разъять своей алгеброй их высшую гармонию. Прав был русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, сказавший, что он любит силу ума, но не верит в безошибочность разума.

Христианство стоит на вере в чудеса, т. е. в те удивительные события, перед которыми должен смириться рационально мыслящий ум. Это чудо Воплощения Бога, Его смерти на кресте и воскресения. Это чудеса, которые Он совершал в течение Своей земной жизни, и которыми наполнены Евангелия: исцеления больных и увечных, хождение по воде, чудо преломления хлеба, воскресение Лазаря и др.

Чудо (удивительное вплоть до полного головокружения, до невероятия), что Бог стал человеком, и что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9). Удивительно и просто скандально, что Бог мог умереть. И главное, итоговое чудо, что Сын Человеческий воскрес. Про эти совершенно невозможные с точки зрения разума и логики события (как Бог может вочеловечиться и стать явным людям?) очень хорошо сказал Григорий Палама, что Бог выше не только познаваемости, но и непознаваемости. Ведь Он действительно может все, в том числе и обнаружить Себя в этом мире.

Апостол Павел сказал, что «эллины ищут мудрости» (1Кор 1:22), и поэтому Христос распятый для язычников — это безумие (1Кор 1:23). Почему так? Эллины-философы не могли принять совершенно невероятное с научно-теоретической точки зрения упразднение смерти, которая для них была включена в естественный круговорот космоса и неотменима.

Так что для христиан (да и нехристиан) все упирается в главный вопрос: имело ли место чудо Его воскресения или нет? Если да, то смерть упразднена, и мы тоже можем жить вечно. Ведь «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор 15:14-23).

Пасху поэтому можно считать самым удивительным праздником. В этот день празднуется самое удивительное и радостное событие, которое вообще было на Земле — чудо воскресения Христа. Все христианство стоит на вере в это чудо. На том, что Христос воскрес, а значит, и у нас есть надежда, причем единственная, побеждающая смерть и ад.

На анонсе фото Göran Höglund (Kartläsarn)

1
0
Сохранить
Поделиться: