Избавляет ли исповедь от ответственности? – Православный журнал «Фома»
Избавляет ли исповедь от ответственности?

Избавляет ли исповедь от ответственности?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В редакцию «Фомы» пришел вопрос читателя: «Церковь обещает легко снять с человека бремя ответственности, если только он исповедуется. Разве не более достойна позиция неверующего человека, который несет ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью?»

В самой постановке этого вопроса заложено неверное представление об исповеди, о грехе и о нашей ответственности за него. Для христиан грех — не просто безнравственный поступок. Прежде всего это действие, противоречащее самой человеческой природе, замыслу Бога о нас. Если ребенок простудился оттого, что не послушал маму и отправился зимой на прогулку, не надев под куртку теплый свитер, глупо говорить о его формальной «ответственности» за этот поступок. «Бременем ответственности» для него уже стали распухшие гланды, высокая температура и головная боль.

Церковь рассматривает любой грех не как преступление, а как болезнь, которую необходимо лечить, пока она не убила человека окончательно. Поэтому никаких обещаний «легко снять с человека бремя ответственности» Церковь, конечно же, никому не дает. Она лишь предлагает нам лекарство от греха в таинствах Покаяния и Причащения. Но главным условием действенности этого лечения является твердое намерение грешника никогда больше не повторять совершенного греха. И если такая решимость у человека созрела, Таинства дают ему силы вырваться из страшной цепи причинно-следственных связей, которой опутали его грехи, совершенные ранее. Он получает возможность начать жизнь с чистого листа, когда старые грехи уже не будут определять его поведение и он сможет жить по-новому: без пьянства, воровства, блуда или обмана.

Исповедь позволяет нравственно больному человеку выздороветь. Но если он будет грешить и после выздоровления, то очень быстро снова придет в плачевное состояние. Так и для простудившегося мальчика все лечение тут же пойдет насмарку, если он опять выбежит на мороз без теплой одежды.

Избавляет ли исповедь от ответственности?

Неверующий человек, конечно же, ощущает в душе нравственную ответственность за свои поступки. Он может чувствовать угрызения совести за совершенное преступление, за нанесенную кому-то обиду. И такие движения его души, безусловно, достойны уважения. Но эти чувства лишь обнаруживают его болезнь, указывают на нее. Однако даже самая правильная диагностика не заменит больному необходимого лечения. Ведь бывают в жизни ситуации, когда мы не имеем возможности даже попросить прощения у тех, кому причинили боль своими поступками. И тогда это бремя совершенных грехов может просто раздавить человека. Чувство вины без возможности что-либо исправить порой доводит людей до полного отчаяния и самоубийства. Уже по одному этому печальному факту можно судить, какую страшную рану наносит грех, какие страдания он причиняет самому грешнику.

Ответственность перед своей совестью — важнейшее нравственное чувство для любого человека. Но мало просто увидеть в себе грех. Нужно его исцелить. И здесь у неверующих есть два пути: либо тащить на себе это бремя ответственности за грехи до тех пор, пока не иссякнут последние силы; либо все-таки понять, что никто кроме Бога не сможет избавить их от этого бремени, никто кроме Христа не исцелит тех ран, которые они нанесли себе своими грехами. А уж какой из этих двух путей считать более достойным — каждый волен решать для себя сам.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,83 из 5)
Загрузка...
13 июля 2021
Поделиться:

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, вряд ли вы будете спорить с тем, что ныне процент регулярно исповедующихся, причащающихся куда выше, чем тридцать лет тому назад хотя бы по причине многократного большего числа храмов, приходов ныне. Итак, где статистические значимые результаты нравственного преображения нашего общества благодаря резкому увеличению доли регулярно исповедующихся и причащающихся?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

      Для начала стоило бы обосновать, почему такая статистическая связь обязательно должна существовать. И обосновать исходя не из Вашего взгляда на мир, а из христианского вероучения. Но перед тем, как Вы возьметесь обосновывать, в очередной раз обращу Ваше внимание вот на что - Вы уходите все дальше и дальше от первоначальной темы обсуждения. Стоило бы как-то вернуться обратно.

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Владимир (другой), вы задали хороший вопрос.
    Кузнецов Михаил, вопрос "избавляет ли исповедь от ответственности?" по-большому счёту бессмыслен, так как нет у нас реальной возможность сравнить статистику небесных судов по исповедовавшимся и нет. Зато следует выяснить. Почему исповедать перестала преображать грешников в праведников на Земле?
    Почему на Земле от исповеди кроме кратковременно облегчения толку нет?
    В конце-концов, можно и другу в жилетку выплакаться, с психологом поговорить... Да, осталось ли в современной исповеди что-то кроме психологического эффекта?
    Прошу редакцию журнала "Фома" над ответами на эти вопросы подумать.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

      1) В материале нет ни одного слова о "небесных судах" или даже намека на них;
      2) Никто никогда не утверждал, что исповедь магическим образом преображает грешников;
      3) Если Вам не было толку от исповеди, то это скорее к Вам вопрос, чем к кому-то еще;
      4) Да, осталось.

      Над этими вопросами думать не нужно, поскольку ответ на них очевиден. В свою очередь прошу Дениса, почему он с завидной регулярностью в комментариях под материалом начинает спорить с тем, о чем в этом материале ничего не говорилось.

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)3 месяца назадОтветить

    Вот здесь Денис хорошо сказал. А вы сможете хорошо ему ответить?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

      А что отвечать, если материал про одно, а человек комментирует про другое?

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На практике в лучшем исповедь ведёт к замене одних греховных страстей на другие, которые и так возможно сменились бы сами собою. Мальчишкам надоедает драться на пороге взросления, им по ночам девчонки снятся. Взрослые на пороге старости устают блудить, впадают в уныние.
    Реальное нравственное преображение ныне, если и есть, то за гранью стат. погрешности. Чтобы в этом убедиться, достаточно провести нравственное сравнение с нашими неверующими в советское время предками: число детей на женщину, соотношение браков и разводов, суммарное число абортов... Из трёх вышеперечисленных показателей лишь с абортами лучше. Да и и то не ясно, лучше благодаря возрождению православия или из-за распространения противоестественной похоти, априори не ведущей к зачатию?