Однажды на детском дне рождения, после того как гости во главе с виновницей торжества съели торт и другие сладости, поносились, попрыгали, побились на игрушечных мечах и просто шумно пообщались, мама именницы сказала:
- А теперь мы будем смотреть диафильмы!
- А что это? – спросил кто-то из детей.
- Сейчас увидишь...
После этого мама развесила на стене белую простыню, предложила всем усесться прямо на ковер, потом выключила свет.. А потом на простыне стали появляться картинки. Они не скакали и не двигались, но их можно было внимательно рассмотреть, а мама в это время читала сказку...
Смотреть диафильмы – это особая форма общения с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм, то обычно родители его сажают перед экраном и уходят по своим делам. А ребенок общается с телевизором. Но даже если сидеть рядом с детьми, все равно при просмотре мультфильмов общение с родителями минимально... Когда же родители вместе с детьми смотрят диафильмы – в этом есть какая-то тайна: выключен свет, очень уютно, взрослые читают детям, меняют картинки, будто перелистывают большую разноцветную книгу...
Сергей Владимирович Скрипкин, директор студии "Диафильм":
– Зачем нужны сейчас диафильмы? О них спрашивают и покупают их люди, которые хотят ограничить поток электронной информации, обрушивающийся на их ребенка. Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Сидя перед телевизором или погружаясь в компьютерную игру, ребенок находится в измененном состоянии сознания, он часто даже не усваивает и не запоминает информацию. Чтение книг - это всегда активная работа, а просмотр диафильмов это еще более активное действие, потому что это и чтение, и картинка – визуальный ряд, и моторика - прокручивание кадров, и общение. Диафильм - вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология.
С экологической точки зрения диафильм - один из самых безопасных и гуманных видов изображения. Это просто статичная картинка, яркая, сочная, контрастная, ее невозможно сравнить с электронным изображением, которое довольно плохо воздействует на человека. Изображение, которое мы видим в телевизоре или на компьютере - пиксельное, глаз не замечает, что экран сменяется 24 раза в секунду. Но ведь это очень воздействует и на глаз, и на мозг, и, понятно, особенно вредно для детей...
Диафильмы распространены в странах, где очень сильно заботятся о здоровье граждан, об экологических стандартах - в Венгрии, Израиле, США
Может быть, когда-нибудь и у нас все встанет на свои места. Родители поймут, что новых технологий, видео, компьютеров недостаточно, чтобы научить чему-то ребенка, что средство воспроизведения влияет на восприятие содержания, и диафильм в этом нужном, полезном восприятии играет не последнюю роль.
Самые первые диафильмы в архиве студии - выпуска 1941-1942 годов. Раньше детских диафильмов было примерно 20%, остальные - учебные, воспитательные, просветительские - например, о памятниках архитектуры, ведомственные. Есть диафильмы с таким вот, например, названием: "Действия взвода в момент атаки"...
С "Диафильмом" сотрудничало более трехсот художников, многие из них известны как иллюстраторы книг - Сутеев, Калаушин, Савченко, Степанцев...
Некоторые знаменитые мультфильмы, например, о Чебурашке, оказывается сначала вышли в "Диафильме", и только потом появился мультфильм. Диафильмовский Чебурашка довольно сильно отличается от мульфильмовского - он рисованный, не кукольный.
Над одним диафильмом трудилось много людей, уходило на него по несколько месяцев, ведь каждый диафильм - это оригинальное произведение, в него нельзя "впихнуть" целую книгу. Поэтому сначала писался сценарий, редактор разбивал его покадрово, художник создавал около 50 рисунков высокого качества. Затем оригиналы рисунков фотографировались, негативы сшивались. Каждый рисунок приходилось фотографировать в одном масштабе, текст должен был строго соответствовать картинке. Также требовалась колоссальная ручная работа по предпечатной подготовке, по обработке пленки, по изготовлению планшетов.
Многие преподаватели воскресных школ очень хотели бы показывать детям слайды и диафильмы на занятиях, это было бы замечательное наглядное пособие, и к тому же коллективное творчество для детей всегда полезно - один читает текст, другой крутит пленку или меняет слайды. Слава Богу, найти диафильмы пока еще можно: приобрести в московском "Детском мире", заказать через веб-сайт студии. А вот с проекторами - уже сложнее. Они стали значительно дороже, и это многих отпугивает.
Нередко дети, которые посмотрели в гостях диафильмы, придя домой, с таким восторгом о них рассказывают, что их родители, вспомнив собственное детство, идут на "блошиный" рынок и ищут старые, еще советских времен проекторы. У многих детей дома есть компьютер, синтезатор, телевизор и видеомагнитофон. Но когда они смотрят диафильмы - то открывают рот и забывают обо всем. И вместе с ними, выключив свет, как в кинотеатре, смотрят родители. И у детей, и у взрослых - общая радость.
Многие люди ностальгически вспоминают: "В моем детстве после войны проекторы мало у кого были - прямо как сейчас, и я помню, мы все собирались у кого-нибудь дома, много детей, и смотрели диафильмы. И это было даже лучше, чем поход в кино".
Вот как бы возродить сейчас эту традицию?..