История с диафильмом

Архивный материал

История с диафильмомК. Сапегин. Приключения Шерлока Холмса

Однажды на детском дне рождения, после того как гости во главе с виновницей торжества съели торт и другие сладости, поносились, попрыгали, побились на игрушечных мечах и просто шумно пообщались, мама именницы сказала:

– А теперь мы будем смотреть диафильмы!

– А что это? – спросил кто-то из детей.

– Сейчас увидишь…

После этого мама развесила на стене белую простыню, предложила всем усесться прямо на ковер, потом выключила свет.. А потом на простыне стали появляться картинки. Они не скакали и не двигались, но их можно было внимательно рассмотреть, а мама в это время читала сказку…

Смотреть диафильмы – это особая форма общения с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм, то обычно родители его сажают перед экраном и уходят по своим делам. А ребенок общается с телевизором. Но даже если сидеть рядом с детьми, все равно при просмотре мультфильмов общение с родителями минимально… Когда же родители вместе с детьми смотрят диафильмы – в этом есть какая-то тайна: выключен свет, очень уютно, взрослые читают детям, меняют картинки, будто перелистывают большую разноцветную книгу…

История с диафильмомП. Репкин. Воробьишко

Сергей Владимирович Скрипкин, директор студии “Диафильм”:

– Зачем нужны сейчас диафильмы? О них спрашивают и покупают их люди, которые хотят ограничить поток электронной информации, обрушивающийся на их ребенка. Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Сидя перед телевизором или погружаясь в компьютерную игру, ребенок находится в измененном состоянии сознания, он часто даже не усваивает и не запоминает информацию. Чтение книг – это всегда активная работа, а просмотр диафильмов это еще более активное действие, потому что это и чтение, и картинка – визуальный ряд, и моторика – прокручивание кадров, и общение. Диафильм – вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология.

История с диафильмомСоветы пожилым (по заказу Минздрава)
 

С экологической точки зрения диафильм – один из самых безопасных и гуманных видов изображения. Это просто статичная картинка, яркая, сочная, контрастная, ее невозможно сравнить с электронным изображением, которое довольно плохо воздействует на человека. Изображение, которое мы видим в телевизоре или на компьютере – пиксельное, глаз не замечает, что экран сменяется 24 раза в секунду. Но ведь это очень воздействует и на глаз, и на мозг, и, понятно, особенно вредно для детей…

Диафильмы распространены в странах, где очень сильно заботятся о здоровье граждан, об экологических стандартах – в Венгрии, Израиле, США

История с диафильмомП. Репкин. Калиф-аист

Может быть, когда-нибудь и у нас все встанет на свои места. Родители поймут, что новых технологий, видео, компьютеров недостаточно, чтобы научить чему-то ребенка, что средство воспроизведения влияет на восприятие содержания, и диафильм в этом нужном, полезном восприятии играет не последнюю роль.

Самые первые диафильмы в архиве студии – выпуска 1941-1942 годов. Раньше детских диафильмов было примерно 20%, остальные – учебные, воспитательные, просветительские – например, о памятниках архитектуры, ведомственные. Есть диафильмы с таким вот, например, названием: “Действия взвода в момент атаки”…

История с диафильмомН. Строганова. Первая охота

С “Диафильмом” сотрудничало более трехсот художников, многие из них известны как иллюстраторы книг – Сутеев, Калаушин, Савченко, Степанцев…

Некоторые знаменитые мультфильмы, например, о Чебурашке, оказывается сначала вышли в “Диафильме”, и только потом появился мультфильм. Диафильмовский Чебурашка довольно сильно отличается от мульфильмовского – он рисованный, не кукольный.

Над одним диафильмом трудилось много людей, уходило на него по несколько месяцев, ведь каждый диафильм – это оригинальное произведение, в него нельзя “впихнуть” целую книгу. Поэтому сначала писался сценарий, редактор разбивал его покадрово, художник создавал около 50 рисунков высокого качества. Затем оригиналы рисунков фотографировались, негативы сшивались. Каждый рисунок приходилось фотографировать в одном масштабе, текст должен был строго соответствовать картинке. Также требовалась колоссальная ручная работа по предпечатной подготовке, по обработке пленки, по изготовлению планшетов.

История с диафильмомК. Аврутис. Сказка про храброго зайца

Многие преподаватели воскресных школ очень хотели бы показывать детям слайды и диафильмы на занятиях, это было бы замечательное наглядное пособие, и к тому же коллективное творчество для детей всегда полезно – один читает текст, другой крутит пленку или меняет слайды. Слава Богу, найти диафильмы пока еще можно: приобрести в московском “Детском мире”, заказать через веб-сайт студии. А вот с проекторами – уже сложнее. Они стали значительно дороже, и это многих отпугивает.

История с диафильмомОсмотр охраняемой территории (по заказу МВД)

Нередко дети, которые посмотрели в гостях диафильмы, придя домой, с таким восторгом о них рассказывают, что их родители, вспомнив собственное детство, идут на “блошиный” рынок и ищут старые, еще советских времен проекторы. У многих детей дома есть компьютер, синтезатор, телевизор и видеомагнитофон. Но когда они смотрят диафильмы – то открывают рот и забывают обо всем. И вместе с ними, выключив свет, как в кинотеатре, смотрят родители. И у детей, и у взрослых – общая радость.

История с диафильмомЛ. Кузнецов. Барсучий нос
История с диафильмомБ. Степанцев. Чебурашка и его друзья
 
 

Многие люди ностальгически вспоминают: “В моем детстве после войны проекторы мало у кого были – прямо как сейчас, и я помню, мы все собирались у кого-нибудь дома, много детей, и смотрели диафильмы. И это было даже лучше, чем поход в кино”.

Вот как бы возродить сейчас эту традицию?..

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *