— Публичная исповедь первых столетий жизни Церкви совершалась кающимися перед епископом и в присутствии всей общины. Человек открыто и гласно исповедовал свои грехи. Такая исповедь предназначалась для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи, а также для тех, кто в годы гонений на Церковь из страха перед языческой властью отрекались от Христа.

— Исповедь совершалась в Церкви с самого начала. Уже в веке от Р. Х. известен пример покаяния коринфского грешника, которого апостол Павел лично повелел извергнуть из Церкви, потому что «малая закваска квасит все тесто» (Кор. 5,6), и только после покаяния этого грешника апостол снова принял его в церковное собрание. Исповедь в первых христианских общинах была, как правило, публичной, но нередко ей предшествовала и тайная исповедь.

— В III-IV веках грешникам следовало проходить покаяние среди представителей четырех типов кающихся: с плачущими, слушающими, припадающими и купностоящими. Плачущие вообще не имели права заходить в храм. Они стояли на паперти и должны были падать на колени перед всяким входившим в храм человеком, прося за них помолиться. Слушающие просто стояли в притворе, но так же, как и плачущие, не могли входить в храм. Припадающие стояли в храме до начала Литургии верных и должны были выходить из церкви вместе с теми, кто только готовился ко Крещению. И, наконец, купностоящие, которые хотя и стояли в храме всю Литургию, но отдельно от верных, и все равно не имели права причащаться. Могли пройти многие годы, прежде чем Церковь дозволяла этим людям наконец приобщиться Святых Христовых Тайн.

— Тайная исповедь, издревле существовавшая в Церкви Христовой наряду с публичной, оформилась как целостное и разработанное чинопоследование около полутора тысячелетий назад, в V-VI веках, а сегодняшний чин Таинства Покаяния, который печатается в православном Требнике в Русской Церкви, сформировался в XVII веке.

0
0
Сохранить
Поделиться: