Искушения призрака

Интернет предоставляет совершенно уникальную возможность самопознания человека, ибо даёт нам возможность побыть призраком. В сети ни у кого нет физического тела, оно полностью заменено на социальное.

При погружении в сеть привычная дихотомия «Я — Мир», внезапно оказывается ложной. Человек выясняет, что нет такого противопоставления, что все несколько сложнее. Между человеком и миром всегда стоит третий участник этой драмы, именуемый «тело».

Человек познаёт через тело, через тело себя презентует, телом действует в мире, телом чувствует и телом же во многих случаях страдает. Даже когда болит или ликует душа – это всегда заметно по проявлениям тела. Человеку в обычных обстоятельствах крайне сложно от тела отрешиться, действовать так, словно тела нет или оно совершенно не такое, какое есть.

До тех пор, пока человек не войдёт в сеть. В интернете мы все бестелесны. И это создаёт совершенно новые, скажем так, вызовы для нас как для христиан.

Наша привычная православная аскетика всё же направлена на тело. Именно тело рассматривается как первый инструмент и как первое поле для работы. Ставится задача подчинить тело высшим уровням человеческого существа – душе и духу. Обязательность строгой позы на молитве, запрет на излишнее расслабление, постоянное внимание к телу, повторяющиеся движения, телесные посты и так далее – весь этот арсенал используется для того, чтобы тело знало своё подчинённое место и наша внутренняя телега не была запряжена впереди лошади.  

Искушения призрака

Но когда человек садится перед монитором, его внимание от тела категорически отключается, возникает иллюзия, что тела нет. Кажется, что теперь-то контроль души над телом обеспечен – простым забвением тела, что подтверждается практикой – человек в интернете обладает потрясающими способностями по части не есть, не спать и не заботиться о телесном вообще. Самоистязательному графику сна и бодрствования среднего блогера-полуночника способен проникнуться уважением любой смиряющий плоть аскет. Фальшивая бестелесность поражает ощущением, что связанные с телом искушения (а следовательно, и дисциплина), отныне неактуальны.

Включу компьютер – уйдут телесные искушения.

Хотя в действительности они никуда не ушли. Они просто выпали из поля внимания.

И понимается это очень просто. Главным признаком излишней телесной расслабленности, невнимания к телу, недостаточной строгости к нему согласно аскетическим учебникам служит что? Правильно, блуд и искушения, связанные с ним.

А самые посещаемые сайты в интернете какие? Именно эти самые.

А потому, в качестве первой меры борьбы с интернет-зависимостью, прокрастинацией, игроманией и прочими демонами социальных сетей и электронных коммуникаций, необходимо просто постоянно напоминать себе о том, что это не свободный разум путешествует в просторах струящегося эфира. Это тело сидит перед устройством с кнопками или сенсорным экраном.

И продолжает чувствовать и искушаться всем тем же, что и раньше.

Например, один мой знакомый именно с этой целью работает за компьютером стоя. Чтобы слишком не расслабляться.

Это – мои собственные размышления. 

А лекция действительно серьёзного знатока вопроса медиаскетизма пройдёт 17 февраля в 16 часов в храме Успения Божьей Матери в Газетном переулке.

0
0
Сохранить
Поделиться: