«Хорошо темперированный клавир» Баха разделил историю музыки на «до» и «после». Какие загадки скрывает легендарный цикл и почему его можно назвать музыкальной Библией? Об этом расскажет кандидат искусствоведения Юлия Казанцева в новом эссе Академии журнала «Фома».
Загадка № 1. Кем был Бах в свое время?
1722 год в мировой истории — год, когда голландскими мореплавателями был открыт остров Пасхи и первый раз в истории человечества Бах создал музыку во всех 24 тональностях. Давайте посмотрим, что происходило в жизни композитора в 1722 году?
Ему исполнилось 37 лет, в жизни уже произошло много счастливых и трагических событий. У него родилось семеро детей, из которых троих он похоронил. Умерла его любимая и еще такая молодая жена Мария Барбара. Он уже успел поменять несколько мест — служил органистом в Арнштадте и Мюльхаузене, Веймаре и Кётене.

За год до создания «Хорошо темперированного клавира» Бах, молодой вдовец, познакомился в Кётене с талантливой двадцатилетней певицей Анной Магдаленой, на которой вскоре женился и с которой счастливо прожил потом всю жизнь. У них родилось 13 детей.
К 1722 году Бах написал огромное количество музыки: токкату и фугу ре минор, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата», всем известную «Шутку» (это часть его второй оркестровой сюиты), а кроме этого «Сонаты и партиты для скрипки соло» со знаменитой чаконой, сюиты для виолончели, знаменитые Бранденбургские концерты и конечно, многочисленные церковные кантаты, о которых сегодня мы еще будем говорить.
И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2. ВК-сообщество «Московская филармония»
В Кётене, где Бах написал «Хорошо темперированный клавир», он прожил шесть лет. Это были необычные шесть лет. Дело в том, что композитор в Кётене почти не писал церковной музыки. Это был единственный период в его жизни, когда он состоял на светской службе. Все остальное время Бах служил органистом и писал музыку духовных жанров.
Что же это была за светская служба? В 1717 году Бах поступил к князю Ангальт-Кётенскому Леопольду на должность капельмейстера, то есть музыкального руководителя. В обязанности Баха входило обеспечивать двор князя современной красивой музыкой — сочинять, проводить репетиции и исполнять новые произведения на радость покровителю.
Надо сказать, что князь Леопольд и сам был неплохим музыкантом — он ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Одно но! В отличии от лютеранина Баха князь был кальвинистом, приверженцем очень строгого направления протестантизма, и не приветствовал использование музыки на богослужениях. Именно поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими. Но только на первый взгляд.
Мы вплотную подошли к моменту, когда Бах совершил невозможное — написал музыку во всех тональностях: создал цикл «Хорошо темперированный клавир».
Загадка № 2. Минутка теории
Название всей композиции сохранилось на титульном листе автографа и написано рукой Баха: «Хорошо темперированный клавир, или Прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам. Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, ныне великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером и руководителем камерной музыки. В 1722 году».
Что же это за тона и полутона, о которых пишет Бах? Нам понадобится минутка теории. Запаситесь немного терпением, чтобы понять величие Баха. Представьте себе перед глазами фортепианную клавиатуру — семь белых и пять черных клавиш: всего получается 12.

Белые клавиши — это всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ближайшее расстояние между нотами называется полутоном. Например, если вы шагаете с ноты до наверх на ближайшую черную клавишу, то вы шагаете наверх на полтона — эта черная клавиша будет называться до-диез. То есть повышенная на полтона нотка до.
А если с ноты ре вы будете шагать вниз на ближайшую черную клавишу, то есть шагать снова на полтона, то эта же черная клавиша будет называться уже не до-диез, а ре-бемоль, то есть пониженная ре. На первый взгляд может показаться немного сложно, но к этой системе быстро привыкаешь.
Если вы сыграете от ноты до гамму по белым клавишам, получится очень приятный звукоряд — мы называем его до мажором. А теперь внимание! От любой ноты можно сыграть звукоряд в определенном порядке — и тоже получить мажорную гамму. От ноты ре — ре мажор, от ноты соль — соль мажор. Но это уже будут звукоряды не только по белым клавишам, а с использованием и черных клавиш.
Детям обычно объясняют так: мажор — это краска радости, а минор — краска печали. Никто из ученых не смог объяснить, почему определенный порядок звуков действует на нас именно так: гамма от ноты до воспринимается как радостный звукоряд, а вот гамма от ноты ля — как печальный звукоряд? Восприятие мажора и минора — одна из величайших и не разрешенных до сих пор загадок.
И вот мы с вами дошли до торжественного момента. Оказывается, на каждом звуке можно построить мажор или минор — получится до мажор или до минор, соль мажор или соль минор. От черных клавиш тоже можно! Мы получим фа-диез мажор и фа-диез минор, ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор.
А теперь считаем: всего у нас семь белых и пять черных клавиш. На каждой мы можем построить мажор и минор. Получается, что мы можем получить аж 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.
Только вот до Баха никто все 24 тональности не использовал. Были обжи́ты порядка половины всех тональностей. Тональности, где надо использовать много черных клавиш — диезов и бемолей — не любили. Как же Баху пришла в голову такая идея — первому написать в никогда не используемых тональностях?
Во-первых, потому что Бах — это Бах. А во-вторых, как раз в то время стали пробовать новый способ настройки клавишных инструментов таким хитрым способом, что даже сложные тональности с большим количеством диезов и бемолей стали звучать красивее. Надо сказать, что не только сложность написания и исполнения отпугивала предшественников Баха. Некоторая фальшь в звучании сложных тональностей тоже имела место быть. Так что «Хорошо темперированный клавир» можно просто перевести как «Хорошо настроенный клавир».
Технический ликбез кратко, но прошли. Теперь давайте поговорим о самом интересном — о смыслах этого великого произведения Баха.
Загадка № 3. Скрытые сюжеты
Перед тем как мы окончательно перейдем в высшие духовные сферы, давайте последний раз заглянем на титульный лист, где Бах написал название «Хорошо темперированный клавир, или Прелюдии и фуги»
Последнее, что осталось прояснить: что такое прелюдии и фуги? Эпоха барокко, а именно в эту эпоху жил Бах, любила соединять контрасты. Мажор рядом с минором, быстрый темп, а затем очень медленный. Свободное построение в духе импровизации и сложнейшее, математически выверенное произведение. Прелюдия, как вы понимаете, это прелюдирование, импровизация. А фуга в музыкальной терминологии — не ядовитая рыба японской кухни, а многоголосное построение, написанное по строгому рецепту. Бах был большой мастер такой полифонической, то есть многоголосной, музыки.
Поэтому в каждой из 24 тональностей Бах пишет по одной прелюдии и одной фуге. Получаются такие мини-циклы внутри большого цикла.
Теперь с чистой совестью переходим к духовным сферам, а именно — к скрытым смыслам «Хорошо темперированного клавира».
Сразу хочу сказать, что скрытыми эти смыслы являются только для современного человека. Любой современник Баха сходу бы определил, что вот эта прелюдия и фуга очень напоминает музыку Страстной недели, а вот эта — музыку рождественской службы.
Лютеранская служба не просто музыкальна! Мартин Лютер совершенно меняет подход к церковной музыке — он делает ее предельно понятной для самого простого прихожанина. Для этого он не только переводит все хоралы с непонятной латыни на немецкий, но и меняет саму музыку! Мелодика новых лютеранских хоралов по природе своей проста и легко ложится на слух.
Бах, как мы уже говорили, почти всю жизнь служил органистом. В его обязанности входило не только сопровождать богослужения игрой на органе, аккомпанировать прихожанам, когда они пели хоралы, но и писать музыку к воскресной службе. Бах был глубоко верующим человеком, и, конечно, он знал все хоралы церковного года наизусть.
Можно сказать, Бах был пропитан мотивами хоралов. И нет ничего удивительного в том, что отзвуки этих хоралов слышатся и в его светской музыке. Особенно это заметно в «Хорошо темперированном клавире».
Крупнейший отечественный музыковед Болеслав Яворский в начале ХХ века провел тщательное исследование всего баховского цикла прелюдий и фуг и буквально в каждой из них нашел отсылки или к темам хоралов или к темам кантат. Например, в теме фуги до мажор есть отсылка к теме кантаты «Возлюби всем сердцем Господа», где говорится о Благовещении — евангельском событии, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть, что она родит Спасителя. Получается, что фуга до мажор не абстрактная музыка, а музыка Благовещения!
И. С. Бах, том 1. Прелюдия и фуга No. 1 до мажор, BWV 846. Исполняет Николь Горгадзе. ВК-сообщество «Русская Фортепианная Школа»
Знаменитая прелюдия до мажор, которая предшествует фуге, скорее на ассоциативном уровне воспринимается как картина Благовещения: до мажор — белая, чистая тональность (белая, потому что без диезов и бемолей), как белые лилии на картинах, посвященных Благовещению. Равномерные фигурации прелюдии — как шелест ангельских крыльев. Кроме этого, сам нотный текст прелюдии записан для трех голосов — вот у нас и символ Святой Троицы. Третий, верхний голос состоит снова из трех звуков. Бах, как и многие композиторы барокко, любит использовать цифровую символику.
В целом прелюдии цикла — более внешнее, более кинематографическое изображение событий. А фуга — уже само событие, его суть. Так, в до-мажорной прелюдии мы слышим шелест ангельских крыльев, а в фуге — саму Благую весть.
А вот в до-минорной прелюдии, как считается, Бах изображает укрощение бури на море Галилейском, когда Христос уснул, переправляясь с учениками на другой берег. Разыгрался шторм, лодка начала тонуть. Проснувшийся Иисус запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина (Мк 4:39).
И. С. Бах, том 1. Прелюдия No. 2 до минор, BWV 847. Орган — Паоло Баччанелла. RuTube-канал «The Untold Truths of Famous Actors»
Закрываешь глаза — и прямо видишь эти бушующие волны. Музыкальный рисунок повторяет живописные изображения волн во время бури — Бах сам ведь на море никогда не бывал и бурь не видал. В конце прелюдии есть яркий момент, когда буря вдруг действительно останавливается — и минорная прелюдия заканчивается мажором! Про завершение минорных произведений мажорным аккордом — особая история. Для Баха в этом тоже заключался глубокий смысл. Мажор как символ Царствия Небесного и жизни вечной даже после самого непроглядного и скорбного минора. Или давайте посмотрим на сияющую прелюдию соль мажор, которая изображает всеобщий бег и ликование, когда ученики узнали о Воскресении Иисуса. Музыкальные фигурации как будто сталкиваются: все смешалось. Отдельные радостные выкрики и общий несущийся бег. Фуга соль мажор передает настроение ликования и тоже состоит из ликующих энергичных возгласов.
И. С. Бах, том 2. Прелюдия и фуга No. 15 соль мажор, BWV 884. Орган — Джонатан Скотт. ВК-профиль «Alcaline Mint»
Давайте посмотрим теперь на знаменитую прелюдию ми-бемоль минор. В ней как раз одна из тех тональностей, которые Бах использовал впервые. Тональность, за которой после этой прелюдии Баха закрепится образ самой глубокой скорби. Эта прелюдия — образ оплакивания распятого Иисуса и снятия Его с Креста. Обратите внимание на ритм поступи: это же ритм сарабанды, похоронного танца. А как строится тут верхний голос? На интонации всхлипа. Если посмотреть, как написана мелодия, мы увидим на нотном стане постоянно опадающие линии — как бессильно поникающие жесты. В Страстях по Матфею есть ария «Ах, Голгофа», где мы услышим такие же фразы с бессильно никнущими окончаниями.
И. С. Бах, том 1. Прелюдия и фуга No. 8 ми-бемоль минор, BWV 853. Исполняет Андраш Шифф. Дзен «Пианисты»
И наверное, самая удивительная прелюдия и фуга — до-диез минор. Она посвящена молению Христа о чаше в Гефсиманском саду. Готовясь к крестным страданиям, Иисус просил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39).Прелюдия как скорбная ария. И снова, если мы посмотрим на рисунок нот, увидим как будто жесты поднятия рук в мольбе и бессильное их опускание.
Но главное — это фуга. Тема фуги состоит всего из четырех звуков: до-диез — си-диез — ми — ре-диез. Посмотрите, как расположены эти звуки на нотном стане и увидите крест. Тема креста — тема фуги до-диез минор. Эта тема выйдет далеко за пределы «Хорошо темперированного клавира». Композиторы последующих эпох будут ее использовать как символ страданий: тема креста из четырех звуков.
Фуга до-диез минор невероятно сложна. Она написана для пяти голосов: не в смысле — голосов для пения, а для пяти самодостаточных мелодических линий, которые накладываются друг на друга и образуют музыкальную ткань полифонии. Тема креста будет появляться в каждом из голосов много раз, как и положено в фуге, где тема проводится поочередно в каждом из голосов. Но дальше начинаются чудеса! Вдруг появляется новая тема — ее называют темой моления о чаше. Она возникает в верхнем голосе, и если мы посмотрим на ее рисунок, то увидим, что она напоминает круг, который как будто спускается по спирали. Как ответ ей возникает третья тема фуги «да будет воля Твоя» с повторяющимися, утверждающими звуками и характерным завершением, которое часто встречается в хоралах на словах «да будет воля Твоя».
И. С. Бах, том 1. Прелюдия и фуга No. 4 до-диез минор, BWV 849. Исполняет Иван Соколов. @ivansokolovcomposer Полностью лекция на ВК.
Прелюдия и фуга до-диез минор с темой креста — одна из самых масштабных во всем цикле. Но теперь самое удивительное: давайте посмотрим на имя Баха, только напишем его латинскими буквами — B A C H. Как вы знаете, есть вариант написания нот латинскими буквами, и тогда имя Баха можно сыграть — получится мотив из 4 звуков: си-бемоль — ля — до — си, то есть мотив креста, который мы только что с вами слышали в фуге. Бах, конечно, знал о том, как звучит его имя, и использовал его как музыкальную тему.
Нельзя сказать, что «Хорошо темперированный клавир» — программная музыка, как «Времена года» Вивальди, где в названии частей концерта указано: это гроза, а это дождь, а это перекличка птиц. У Баха все сделано тоньше. Гениальность композитора в том, что даже если мы ничего не знаем об исследовании баховедов или ничего не знаем о Священном Писании, то при прослушивании его музыки идеи и смыслы Библии передаются через музыкальный язык, на ином уровне, без использования слов. Но чем больше мы знаем, тем интереснее слушать и понимать музыку Баха. Неслучайно его называют иногда пятым евангелистом — только он говорит с нами на музыкальном языке.
Загадка № 4. «Хорошо темперированный клавир» в веках
При жизни никто особенно не восхищался «Хорошо темперированным клавиром» Баха, не осознавая в полной мере масштаба этого произведения. Композитора это совершенно не задевало. Через 20 лет после написания цикла Бах совершает еще один подвиг. В 1744 году появляется на свет второй том «Хорошо темперированного клавира». Бах снова пишет 24 прелюдии и фуги во всех тональностях.
Понимание масштаба цикла пришло уже после смерти Баха, как часто бывает с великими произведениями. Бетховен изучал цикл с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт сделал переложение некоторых фуг для струнного квартета, Шуман говорил начинающим пианистам: «“Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».
Прекрасное напутствие нам дал Шуман! «Хорошо темперированный клавир» — одно из тех произведений, которое недостаточно послушать один раз и невозможно послушать за один присест. Его надо слушать всю жизнь, и тогда постепенно сквозь музыкальные строки мы начинаем различать строки музыкального Евангелия.
Послушать полностью в исполнении Марии Юдиной: