Иисус сделал бич из веревок и выгнал торгующих из храма. Какая же это любовь? – Православный журнал «Фома»
Иисус сделал бич из веревок и выгнал торгующих из храма. Какая же это любовь?

Иисус сделал бич из веревок и выгнал торгующих из храма. Какая же это любовь?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Любовь — не просто одно из свойств Божиих. Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что Бог Сам есть любовь (см. 1 Ин. 4:16). Описывает он и то, в чем выражается эта любовь по отношению к творению Божьему: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Господь по Своей любви хочет для людей наивысшего блага — спасения и вечной жизни в Боге. Это имеет мало общего с физическими или эмоциональными поглаживаниями, которые обычно воспринимаются в обществе как проявления любви.

Впрочем, даже в нашей повседневной жизни любовь имеет и другие выражения, которые, если рассматривать их безотносительно обстоятельств, граничат с жестокостью и бесчеловечностью. Представим себе наркомана, испытывающего ломку от отсутствия дозы. Что будет настоящим проявлением любви к нему: ввести ему наркотик, чтобы его страдания на время ослабли, или отправить на принудительное лечение, связанное с полным купированием поступления в организм психоактивных веществ? Кто наблюдал за человеком в состоянии наркотической ломки, готовым буквально продать душу за несколько грамм вожделенного зелья, знает, какие страдания испытывает наркоман. Его буквально корежит, выворачивает, он переживает настоящий ад и способен в этом состоянии на любое преступление. Зрелище жуткое. Разве не бесчеловечно изолировать такого страдальца в спецучреждение и, несмотря на его мучения и просьбы, не давать ему наркотик? — Нет. Именно это будет любовью по отношению к нему. Почему? — Потому что иначе несчастный очень скоро умрет.

Так и любовь Божия, которая всегда ищет только нашего блага и спасения, предостерегает нас от опасности, призывает покинуть путь погибели и повернуть на путь жизни и спасения. Человек, упорствующий в грехе и ищущий счастье там, где вместо этого предлагается его суррогат, тяжело заблуждается и губит свою бессмертную душу. А подчас вместе с собой увлекает и других людей в водоворот греха. В этой ситуации, порожденной человеческим грехом, любовь Божия приобретает другой оттенок и порой обличает грех как в глазах самого грешника, так и окружающих. В Священном Писании мы сталкиваемся с понятием гнева Божьего, который, по слову апостола Павла, открывается... на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18). Гнев Божий — это не что-то противоположное Божией любви, но одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение.

В изгнании торговцев из храма Господь являет любовь к Богу и людям. Храм — место молитвы, а не торговли, нередко связанной с мошенничеством и обманом покупателей. Если при чтении этого евангельского эпизода мысленному взору читателя представляется скромная церковная лавка — из тех, что можно видеть в современных храмах — это представление нуждается в серьезной корректировке. В Иерусалимском храме торговля велась во дворе, находившемся за его южной стеной — это была огромная вымощенная камнем площадь. Здесь продавали жертвенных животных и совершались валютные операции. Особенно оживленно здесь было в период Пасхи. Иудеи стекались в Иерусалим со всего мира и по установленному правилу должны были для покупки животных для жертвоприношений обменивать римские динарии с изображением императора (а мы помним, что в Моисеевом законе действовал категорический запрет на поклонение каким-либо изображениям) на священные сикли — специальную храмовую валюту. Комиссия от этих операций, которая доходила до двух третей от суммы обмена, шла служителям храма. Кроме того, с некоторых пор менялы стали выдавать ссуды, при этом хитро обходя запрет на проценты по сумме кредита. Мычание быков и овец, воркование голубей, звон монет, крики торговцев и мирян, суета — вот что представляло собой это место во время Христа.

Взяв в руки кнут, Иисус возвращает храму его истинное назначение — сакрального пространства, в котором прославляется имя Божье, совершается богослужение, происходит примирение человека с Богом. Одновременно эта акция была призвана стать нравственным предупреждением для самих торговцев и менял, а главное — для первосвященников и храмовой аристократии, превративших храм в сомнительное бизнес-предприятие, и сделавших дом молитвы вертепом разбойников (Мк. 11:17).

Из Евангелия мы знаем, что это предупреждение не вразумило первосвященников, но напротив, еще больше ожесточило их сердца. После этого эпизода они искали как бы погубить Его (Мк. 11:18). Таким был их ответ на любовь Бога, указавшего им на опасность такого духовно-нравственного состояния. В итоге за этим грехом последовал еще более тяжкий — убийство Господа и Спасителя. Подобная ситуация случается и в нашей жизни. Не принимая вразумления от Бога и костенея в грехе, люди часто впадают в еще более тяжкие прегрешения и в итоге убивают Бога в душе. И наоборот — отвечая на любовь Божию и воспринимая ее как указание пути ко спасению, человек становится ближе к Богу, открывает сердце для благодати Святого Духа и позволяет Ему действовать в своей жизни.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (46 голосов, средняя: 4,85 из 5)
Загрузка...
15 октября 2021
Поделиться:

  • Громов
    Громов1 месяц назадОтветить

    Простите все! А вы Христа спросили, прежде чем спорить о торговле и лавках в храме? Вы сами зачем в храм ходите?

  • Наталья
    Наталья1 месяц назадОтветить

    Мои комментарии в других обсуждениях снова не публикуются по многу раз.

    • Владимир
      Владимир1 месяц назадОтветить

      Господи, у Тебя вервия что ли закончились...

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Да, может и так, однако решение этого вопроса должно оставаться за самим приходом.

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    Можно же торговать и в храме только до богослужения и после. А деньги полученные тем что люди отвлекаются от молитвы это те кто продет и покупает я думаю не принесут ничего хорошего. И материальное положение даже бедного прихода не улучшат

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Эта мысль, конечно, хорошая, но пока у нас каждый, даже самый бедный деревенский храм, не будет иметь возможности сделать отдельное здание для лавки, такой указ будет контрпродуктивен. В идеале каждая община самостоятельно должна решить для себя этот вопрос.

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    Михаил здраствуйте. Под словами не кому нет дела я имел ввиду что неплохо было бы на уровне патриарха издать указ о запрещение торговли в храмах во время богослужения.

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    Здраствуйте Олег. Тоесть раньше когда притвор предназначался для торговли и оглашенных считалось что оглашенным внимательная молитва не нужна. Правильно я Вас понял?

  • Олег
    Олег1 месяц назадОтветить

    Сергей, вы заблуждаетесь. Издревле христианский храм делился на притвор и само помещение для моления. В притворе находились так называемые оглашенные, те кто решил принять святое крещение, но еще не был окрещен. Тут же находятся и церковные лавки. В старых храмах, построенных до XVI века притвор занимал половину площади храма. Это можно увидеть в старых храмах Великого Новгорода. А Спаситель изгонял менял и торговцев, которые устроили рынок на территории , где совершалось богослужение, и народ молился.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Ну вообще сейчас по возможности лавки выносят из церкви в отдельные здания на территории храмов. Так что нельзя сказать, что до этого никому нет дела. Чем больше прихожане любят свой приход, тем более удобным для себя его делают.

Загрузить больше комментариев