Иисус сделал бич из веревок и выгнал торгующих из храма. Какая же это любовь? – Православный журнал «Фома»
Иисус сделал бич из веревок и выгнал торгующих из храма. Какая же это любовь?

Иисус сделал бич из веревок и выгнал торгующих из храма. Какая же это любовь?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Любовь — не просто одно из свойств Божиих. Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что Бог Сам есть любовь (см. 1 Ин. 4:16). Описывает он и то, в чем выражается эта любовь по отношению к творению Божьему: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Господь по Своей любви хочет для людей наивысшего блага — спасения и вечной жизни в Боге. Это имеет мало общего с физическими или эмоциональными поглаживаниями, которые обычно воспринимаются в обществе как проявления любви.

Впрочем, даже в нашей повседневной жизни любовь имеет и другие выражения, которые, если рассматривать их безотносительно обстоятельств, граничат с жестокостью и бесчеловечностью. Представим себе наркомана, испытывающего ломку от отсутствия дозы. Что будет настоящим проявлением любви к нему: ввести ему наркотик, чтобы его страдания на время ослабли, или отправить на принудительное лечение, связанное с полным купированием поступления в организм психоактивных веществ? Кто наблюдал за человеком в состоянии наркотической ломки, готовым буквально продать душу за несколько грамм вожделенного зелья, знает, какие страдания испытывает наркоман. Его буквально корежит, выворачивает, он переживает настоящий ад и способен в этом состоянии на любое преступление. Зрелище жуткое. Разве не бесчеловечно изолировать такого страдальца в спецучреждение и, несмотря на его мучения и просьбы, не давать ему наркотик? — Нет. Именно это будет любовью по отношению к нему. Почему? — Потому что иначе несчастный очень скоро умрет.

Так и любовь Божия, которая всегда ищет только нашего блага и спасения, предостерегает нас от опасности, призывает покинуть путь погибели и повернуть на путь жизни и спасения. Человек, упорствующий в грехе и ищущий счастье там, где вместо этого предлагается его суррогат, тяжело заблуждается и губит свою бессмертную душу. А подчас вместе с собой увлекает и других людей в водоворот греха. В этой ситуации, порожденной человеческим грехом, любовь Божия приобретает другой оттенок и порой обличает грех как в глазах самого грешника, так и окружающих. В Священном Писании мы сталкиваемся с понятием гнева Божьего, который, по слову апостола Павла, открывается... на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18). Гнев Божий — это не что-то противоположное Божией любви, но одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение.

В изгнании торговцев из храма Господь являет любовь к Богу и людям. Храм — место молитвы, а не торговли, нередко связанной с мошенничеством и обманом покупателей. Если при чтении этого евангельского эпизода мысленному взору читателя представляется скромная церковная лавка — из тех, что можно видеть в современных храмах — это представление нуждается в серьезной корректировке. В Иерусалимском храме торговля велась во дворе, находившемся за его южной стеной — это была огромная вымощенная камнем площадь. Здесь продавали жертвенных животных и совершались валютные операции. Особенно оживленно здесь было в период Пасхи. Иудеи стекались в Иерусалим со всего мира и по установленному правилу должны были для покупки животных для жертвоприношений обменивать римские динарии с изображением императора (а мы помним, что в Моисеевом законе действовал категорический запрет на поклонение каким-либо изображениям) на священные сикли — специальную храмовую валюту. Комиссия от этих операций, которая доходила до двух третей от суммы обмена, шла служителям храма. Кроме того, с некоторых пор менялы стали выдавать ссуды, при этом хитро обходя запрет на проценты по сумме кредита. Мычание быков и овец, воркование голубей, звон монет, крики торговцев и мирян, суета — вот что представляло собой это место во время Христа.

Взяв в руки кнут, Иисус возвращает храму его истинное назначение — сакрального пространства, в котором прославляется имя Божье, совершается богослужение, происходит примирение человека с Богом. Одновременно эта акция была призвана стать нравственным предупреждением для самих торговцев и менял, а главное — для первосвященников и храмовой аристократии, превративших храм в сомнительное бизнес-предприятие, и сделавших дом молитвы вертепом разбойников (Мк. 11:17).

Из Евангелия мы знаем, что это предупреждение не вразумило первосвященников, но напротив, еще больше ожесточило их сердца. После этого эпизода они искали как бы погубить Его (Мк. 11:18). Таким был их ответ на любовь Бога, указавшего им на опасность такого духовно-нравственного состояния. В итоге за этим грехом последовал еще более тяжкий — убийство Господа и Спасителя. Подобная ситуация случается и в нашей жизни. Не принимая вразумления от Бога и костенея в грехе, люди часто впадают в еще более тяжкие прегрешения и в итоге убивают Бога в душе. И наоборот — отвечая на любовь Божию и воспринимая ее как указание пути ко спасению, человек становится ближе к Богу, открывает сердце для благодати Святого Духа и позволяет Ему действовать в своей жизни.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (49 голосов, средняя: 4,86 из 5)
Загрузка...
15 октября 2021
Поделиться:

  • Сергей
    Сергей10 месяцев назадОтветить

    Никакой проблемы вынести лавку, неканонические рисунки на стенах, ценники на святую воду, фильмы про структурированную воду, танцы, нецерковное пение и многие другие опасности за пределы храма.

  • Громов
    Громов1 год назадОтветить

    Простите все! А вы Христа спросили, прежде чем спорить о торговле и лавках в храме? Вы сами зачем в храм ходите?

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Мои комментарии в других обсуждениях снова не публикуются по многу раз.

    • Владимир
      Владимир1 год назадОтветить

      Господи, у Тебя вервия что ли закончились...

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

    Да, может и так, однако решение этого вопроса должно оставаться за самим приходом.

  • Сергей
    Сергей1 год назадОтветить

    Можно же торговать и в храме только до богослужения и после. А деньги полученные тем что люди отвлекаются от молитвы это те кто продет и покупает я думаю не принесут ничего хорошего. И материальное положение даже бедного прихода не улучшат

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

    Эта мысль, конечно, хорошая, но пока у нас каждый, даже самый бедный деревенский храм, не будет иметь возможности сделать отдельное здание для лавки, такой указ будет контрпродуктивен. В идеале каждая община самостоятельно должна решить для себя этот вопрос.

  • Сергей
    Сергей1 год назадОтветить

    Михаил здраствуйте. Под словами не кому нет дела я имел ввиду что неплохо было бы на уровне патриарха издать указ о запрещение торговли в храмах во время богослужения.

  • Сергей
    Сергей1 год назадОтветить

    Здраствуйте Олег. Тоесть раньше когда притвор предназначался для торговли и оглашенных считалось что оглашенным внимательная молитва не нужна. Правильно я Вас понял?

  • Олег
    Олег1 год назадОтветить

    Сергей, вы заблуждаетесь. Издревле христианский храм делился на притвор и само помещение для моления. В притворе находились так называемые оглашенные, те кто решил принять святое крещение, но еще не был окрещен. Тут же находятся и церковные лавки. В старых храмах, построенных до XVI века притвор занимал половину площади храма. Это можно увидеть в старых храмах Великого Новгорода. А Спаситель изгонял менял и торговцев, которые устроили рынок на территории , где совершалось богослужение, и народ молился.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь