«Пространство» - так называется предстоящая выставка художника Альберта Солтанова.

Пространство – не только окружающего нас мира, но пространство памяти, прошлого, которое неотделимо от нашего настоящего. Потому, что если отделить – от нас самих ничего не останется.

Кроме глобального осмысления пространства, Альберту Солтанову интересно посмотреть на пространство вокруг. А как он живет, когда нас нет рядом? Как, например, в работе «Утренний натюрморт», - словно сбывшаяся мечта многих детей – увидеть предметы в пустой комнате. Хозяева ушли, а предметы на окне, пейзаж за окном полны своей особой жизнью. И вполне обходятся без  нас, людей…

Интересно, как используя в некоторых работах одни и те же  образы, предметы, мотивы Альберт Солтанов двигается в сторону углубления, переходя из здешних, внешних смыслов к обобщающим, вечным. Например, мотив зеркала. В картине «С работы» зеркало отражает пространство жизни героини, уютный быт. Дом, который ждет и в который хочется возвращаться.

В работе «Первая весна без деда» зеркало может отражать недавнее прошлое. Кажется, что вот-вот в комнате, которая виднеется в зеркале, мелькнет дед-фронтовик, который недавно еще был здесь, с нами. Зеркало помнит его.

Prostranstvo2

В работе «Бабушкино зеркало»,  где семейная история вплетается в историю страны, и дальше – в общечеловеческую уже отражается вечность. Потом и отражение пространства в зеркале строится по-иному. То есть уже и пространства как такого там нет, оно заменено темным глухим фоном. Девочка смотрит в зеркало, видит себя и – оказывается частью не просто жизни семьи, своих бабушек-дедушек, прабабушек, чьи фотографии можно рассмотреть на зеркале, но и всего, что было когда-то.

Ниточку истории можно раскручивать и раскручивать. Вплоть даже до библейских времен. И неожиданно созвучной картине оказывается и далекое библейское прошлое, которое Солтанов запечатлел, например, на картине «Плач Иеремии».

Названная уже картина «Первая весна без деда» существует в двух вариантах. Первый вариант 2010 года – эмоция переживания потери. Темное пространство комнаты, темный пиджак, на котором выделяются наградные планки, а за ним –  контрастом – яркая бушующая весна…. Во втором варианте - непосредственная острая эмоция сменяется осмыслением, философским обобщением. Выстраивается смысловая цепочка: фотография деда в молодости, его пиджак, клюка, кепка, а на заднем плане, за окнами, - безмерное  пространство родной земли.

Пространство, в котором мы можем спокойно жить, в том числе благодаря этому человеку, который в старости ходил, опираясь на палку, и который, когда-то, будучи веселым молодым деревенским пареньком  в лихо надетой на бок пилотке, защищал наше будущее.

Тема войны осмысляется художником не как историческая, далекая, а как то, что случилось совсем недавно, что касается лично его. И действительно – касается. Воевали оба деда художника, а двоюродный дед исчез, как многие и многие, от него осталось неясное и пугающее «пропал без вести».

В работах Солтанова на военную тему смешиваются чувство благодарности  за то, что мы живем и – острое чувство вины. Именно за это «пропал без вести», за то, что  стольких не нашли, не похоронили, за то, что - погибли. За нас. Об этом - «Сбывшаяся весна» с  пронзительным весенним небом, беззащитными, но уже наполняющимися жизнью деревьями. Центр композиции – небольшой памятник с красной звездой. Поставленный над останками тех, благодаря которым стала возможным и это глубокое небо, и эта поющая, уже почти ликующая весна.

Prostranstvo1

Этой работе близка по композиции работа «Неизвестные». Но здесь уже другая эмоция, другой, темноватый колорит. Вместо весны – поздняя осень, вместо памятника – только что сколоченный крест над свежей могилой. И еще неизвестно, появится ли когда-нибудь над этим крестом памятник, или могила затеряется, исчезнет со временем…

Образ родины, попытки связать воедино настоящее и прошлое мы видим и в картине «Святой источник», где знакомый художнику с детства источник со стелой  над ним становится обобщающим символом… Это источник, от которого берет начало очень много в нашей жизни, значительное, а точнее -  главное. Потому и выдвинута стела с иконой на первый план, потому и занимает изобразительное пространство – снизу -  доверху. От земли до неба. До Неба.

Открытие состоится 27 января, в 18.30, по адресу по адресу: г. Москва, ул. Врубеля, д. 13.

Prostranstvo4

Prostranstvo5

Prostranstvo3

0
1
Сохранить
Поделиться: