Выставка уникальных фолежных икон советской эпохи «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» работает до 16 октября 2024 года в Нижнем Новгороде.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и при поддержке Департамента культуры Администрации Нижнего Новгорода экспозиция разместилась в музее-заповеднике «Щелоковский хутор».

В Нижнем Новгороде показывают иконы, перед которыми верующие молились в советское время

Фолежные иконы – это уникальные свидетели непрерывной жизни народа в условиях государственного атеизма, социальный и материальный феномен эпохи, яркое самобытное явление народного искусства.

В ХХ веке сложились свои художественные традиции создания и украшения икон, талантливым мастерам приходилось трансформировать дореволюционные ремесленные практики и изобретать новые.

В Нижнем Новгороде показывают иконы, перед которыми верующие молились в советское время

Используя элементы декора XIX века и доступные в селах материалы, они создавали сложные, богато декорированные иконы-бриколажи, в которых ярко отражалась история всей страны и художественные традиции каждого региона.

Первый в России межрегиональный выставочный проект «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» в 2024-2025 годах проходит в пяти крупных городах России при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Его цель – популяризация, показ и спасение этого материального и культурного наследия в регионах России.

– Начав работать с этими образами, которые массово стали уничтожаться, мы поняли, что это не просто старые иконы – это живая история, которая говорит нам о драматической судьбе наших соотечественников прошлого столетия и которую нам необходимо сохранить для нашего будущего, – сказал на открытии куратор выставки, директор УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, профессор, доктор исторических наук Дмитрий Антонов.

В Нижнем Новгороде показывают иконы, перед которыми верующие молились в советское время

Он отметил, что «люди в условиях гонений, репрессий, закрытых церквей и монастырей своими руками тайно и нелегально спасали веру».

– Никто и никогда не стал бы украшать икону чайной фольгой, тиснить ее шляпками гвоздей. У людей тогда не было ничего другого, и они приспособили простые вещи быта, которые могли достать. Их творения оказались прекрасными произведениями, которые продолжили вековые традиции украшения икон. Мастерство людей оказалось необычайно высоким. В каждой области нашей страны были свои мастера и свои традиции украшения иконы. Чем глубже мы погружаемся в изучение этих икон, тем больше мы видим, как они множеством нитей связаны со Средневековьем. Эти иконы являются частью нашей культуры, и мы обязаны ее сохранить, – рассказал Дмитрий Антонов.

В Нижнем Новгороде показывают иконы, перед которыми верующие молились в советское время

В музее-заповеднике организовано несколько площадок, на которых представлены иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца, великомученицы Варвары и других.

В Нижнем Новгороде показывают иконы, перед которыми верующие молились в советское время

Кураторы выставки: директор УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, профессор, д. и. н. Дмитрий Антонов, гендиректор научно-издательского центра «Индрик», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества Кирилл Вах, ст. научный сотрудник УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, к. и. н. Дмитрий Доронин, сотрудник РГГУ, научный специалист проекта Анастасия Завьялова.

Партнеры проекта: Синодальный отдел по взаимоотношениям с обществом и СМИ, Императорское Православное Палестинское Общество.

0
4
Сохранить
Поделиться: