18 июня 2024 года в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве открывается выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов».
Экспозиция от режиссера Эдуарда Боякова и фотохудожника Михаила Розанова представляет собой литературно-художественный проект, посвященный феномену русского монастыря, поиску его логоса, попытке пробиться к сердцевине важнейшего для русской цивилизации явления.
На выставке, организованной Русским художественным союзом совместно с корпорацией «Синергия», 10 действующих православных монастырей России представлены в строгой последовательности, отвечающей особому авторскому замыслу.
– Русский монастырь – не только и не столько памятник или артефакт, – сказал Эдуард Бояков. – Это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей – отсюда подзаголовок: «Русский монастырь на границе с небом». Граница здесь – ключевое слово. Монохромность отражает этот смысл. Слова, определяющие суть обители – не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый – что монах, что мирянин. Каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига.
Как отметил Эдуард Бояков, «эти десять монастырей и слов – словно десять психологических типов, десять духовно-геополитических заповедей».
На выставке каждый монастырь представлен в единстве литературной и изобразительной концепций. Для каждой из 10 обителей определено сутевое понятие, отражающее уникальность ее функции.
10 ключевых слов – как 10 фундаментов, на которых зиждется обитель. Литературное исследование монастыря, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования обители складываются в целостный вербальный образ, неотделимо от изображения. Каждая обитель предстает в монохроме. Здесь нет интерьеров – только фасады. Территории безлюдны, съемка произведена в определенное время года – то, в которое монастырь наиболее явно проявляет свою суть.
– Эдуард Бояков предложил выявить разные векторы развития монастыря – и я искал эти векторы через архитектуру и природу, – поделился Михаил Розанов. – Почти год мы ездили, выбирая для каждого объекта время года. Поэтому какие-то обители запечатлены зимой, какие-то летом. Но это не отражается в цвете. Цвет я не люблю – он отвлекает от главной мысли. Все снимки выполнены в монохроме. Важным принципом было – снимать монастыри без людей. Это специальная концепция. Наша задача была запечатлеть вечность.
На выставке каждый монастырь представлен девятью изображениями: один панорамный вид и отдельные части фасада, вписанные в природный ландшафт.
При этом линии, архитектурные детали, графика стеновых конструкций сочетаются на фото с графикой горизонта, парящими облаками, незримым, но ощутимым движением воздуха. С последовательностью изображений строго выверена и последовательность текстов.
Комментируя открытие выставки, президент корпорации «Синергия» Вадим Лобов отметил, что «во многих странах и городах есть характерная архитектурная особенность, узнаваемый стиль», а в России это – монастыри.
– Монастыри, которые еще на заре появления многих русских поселений становились центрами градостроения, цивилизации, влияли на мировоззрение людей, которые жили поблизости или селились рядом, – сказал Вадим Лобов.
Он подчеркнул, что для организаторов выставка «Стена и слово» – «важный духовный проект и вклад в здоровый консерватизм, смысл которого заключается в бережном отношении к своим корням».
Выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов» будет работать в Новой Третьяковке на Крымском валу с 18 июня по 20 августа 2024 года.