Я думаю, что художник интересен, если способен выразить настроение времени, эпохи, в которой он живет, найти детали и расставить акценты, по которым мы это время распознаем.
Вот, например, задание по композиции — я прошу студентов выполнять его на основе их живых впечатлений, наблюдений за жизнью города. Они идут с карандашом и альбомом туда, где можно собрать такие наблюдения и увидеть, возможно, какие-то драматические ситуации. Обычно это вокзал, метро, улица, кафе или пристань. Здесь можно найти тему для будущей картины, героя для портрета.
Каждый человек интересен, будь то однокурсник, случайный попутчик или выдающийся артист, писатель. В каждом из них можно найти героя нашего времени, а можно и ошибиться.
На прошлое художнику смотреть приятнее с эстетической точки зрения — там эффектней пейзаж, костюмы, архитектура, предметный мир. Все события и люди отфильтрованы временем, уже выявлено главное. И даже второстепенные детали, неважные, только сопутствующие историческим событиям, выглядят художественно и привлекательно.
Гораздо труднее найти предмет вдохновения в нашей современной жизни. Мы живем в среде, где, к сожалению, трудно собрать в гармоничное целое все, что нас окружает.
И только вспышками мы можем почувствовать себя счастливыми — находясь в какой-то творческой атмосфере, в общении с талантливыми людьми или будучи вписанными в какой-то особенный пейзаж…
Да, художники русской и европейской школ прошлых эпох дали нам «рецепт» творчества. Но мне важно, чтобы наши студенты искали и находили все это сегодня, сейчас. Я не буду вдаваться в детали преподавания композиции и нашей учебной программы, а скажу только о сверхзадаче. И скажу о ней словами Михаила Врубеля: «Призвание художника в том, чтобы будить современников величавыми образами духа».
Вам также может быть интересно:
Сергей Андрияка: Красота как образ вечности
Марк шагал по небу