
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
В 23 главе 9 стихе евангелия от Матфея Спаситель говорит: "и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах". По-моему, это однозначный запрет. Почему мы называем священников батюшками?
С уважением, Владимир
Отвечает иерей Петр Гурьянов:

Здравствуйте, Владимир! В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «…Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10).
Замечательна эта заповедь тем, что с момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И, тем более, это касается обращения к родному отцу. Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «…Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15).
То есть, он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще, в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами». Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение, либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.
Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словоупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием. Могу предложить Вам посмотреть, как об этом говорит митрополит Волоколамский Иларион.
«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».
Замечания, которые сделаны были к предыдущему стиху, отчасти относятся и к настоящему, т.е. слова Христа нельзя понимать в совершенно буквальном смысле, например, в том, что дитя не должно произносить слов отец или мать. Уже одно то обстоятельство, что здесь не упоминается о матери, показывает, что речь не идет о простых семейных отношениях. Христос опять имеет в виду только книжников и фарисеев с их чванством.
В Талмуде есть целый трактат, который называется «Авот», т. е. изречения «отцов». В Эдуиот 1:4 (Переф. т. 4, с. 406) Гиллель и Шаммай называются «отцами мира». В мишне и тосефте слово «отец» встречается, как титул многих раввинов (Шюрер, 2:377). Вероятно, такое название имело основание в Библии (Сир. 44). Спаситель, конечно, говорит только о том, чтобы ученики Его не называли никого отцом в раввинском смысле. Златоуст так ограничивает смысл слов Христа: «это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого, собственно, должно называть отцом». Последние слова стиха читаются разно: «который на небе» или «который на небесах».
Лучшим чтением представляется не εν τω ούρανω (которого у Тишендорфа нет) и не εν τοις ούρανοις, но прилагательное ουράνιος — небесный, принятое лучшими и новейшими издателями Нового Завета.
Святые Апостолы говорили ,что не называйте отцом никого.Это Бог в них говорил так ,ибо на них Бог послал Святого Духа это часть бога так говорила.Бог через Апостолов говорил потому они считаются святыми.
Странный ответ.работника церкви.В Святых Апостола Святой Дух от Бога ,вот Он и говорил эти слова.Бог говорил в Святых Апостолах.у остальных нет такого права.В данное время я не слышал чтоб Бог посылал на кого то Святого Духа.
Бойтесь закваски фарисейской, друзья. Разве Павел призывает называть его отцом?
"...т.е. слова Христа нельзя понимать в совершенно буквальном смысле"
Бред полнейший.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф.5:27-30).
У Вас еще оба глаза на месте, или эти слова Христа Вы не считаете необходимым понимать буквально?
Судя по 1Кор. 4:15... у ап.Павла тоже были проблемы с манией величия.
Апостолы, не то, что не совершенны, а и конфликты и разногласия имели меж собой!
Так не будем же подражателями всего и вся!
Рим 11:36 "Ибо все от Него, Им и к Нему.
Ему слава вовеки, аминь."
Не надо присваивать себе Божьи успехи, как Павел и возвеличивать себя: Батюшка, Отче, Пастырь, Учитель! Нет веры вам!
Вообще если вспомнить, что Павел по сути основал общину в Коринфе, и прожил с ними почти два года, то нет ничего удивительного в том, что он зовет их своими детьми, а себя - их отцом, и именно этим аргументирует свое беспокойство и свои рекомендации.
фарисеи!
Уважаемый иерей! Ни одно толкование церковных писателей не подтверждает ваше странное мнение. Вы просто оправдываете традицию.
Толкование Преп. Иустина (Поповича)
Все люди - братья: по общему Отцу небесному, по своей природе и особенностям своей природы; они братья также и по немощи, и по знанию и незнанию; и по добру и по злу: все суть в границах адамовой человечности. Поэтому, и в строгом смысле слова, никто среди людей не выделяется настолько, чтобы он мог себя называть учителем людей.
И ещё: "Икономию попы придумали..." Историк С. Чеботарёв
Правда не убедительно, я называю пастора пастором учителя в школе учителем из за уважения и удобство своего. Я не обязан называть пастора - пастором