
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравия желаю. Ответьте, пожалуйста, почему поклоняются орудию пытки — кресту? Если бы Христа не распяли, а повесили, нужно было поклоняться петле? А были ещё плаха, колесо, крюк, на котором несчастный мог висеть, пока не умрет. Значит ли это, что Создатель знал, что ждет Его Сына и послал Его на крест, а не на крюк, потому что крест выглядит «эстетичнее»?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Мы поклоняемся не вполне Кресту (хотя так и формулируется в некоторых молитвах), а Иисусу Христу, Который претерпел страдания и смерть на Кресте. Причем смерть, благодаря которой человек теперь может войти в Царствие Божие, если он внутренне будет к этому готов, будет стремиться к Богу и в земной жизни делать все, что нужно для этого.
Да, если бы Христос был убит другим способом, вспоминая Его страдания, мы бы имели в виду другое орудие казни. На какой-то недавней конференции даже была высказана мысль о том, что, если бы Он пострадал в XX веке, это вполне могла бы быть газовая камера. Это сейчас для нас крест связан со Христом и христианством (тем более, что в русском языке эти слова созвучны, а, например, в греческом — совсем не похожи по звучанию), а в древнем мире человек видел крест и четко представлял себе, что это такое и как на нем умирают. Примерно как сегодня мы представляем себе ту же упомянутую камеру или огнестрельное оружие.
Эстетика тут совершенно ни при чем, что Вы! В Римской империи казнь на кресте была самой позорной казнью (как Вы помните, вероятно, апостола Павла казнили через отсечение головы мечом, потому что он был римский гражданин, и отсечение головы считалось не позорной казнью, а приличной для граждан, в отличие от распятия). Господь, безусловно, знал, как будет, но другого вариант на тот момент просто не было.
О кресте советую Вам посмотреть следующие тексты:
Крест как главный образ нашего спасения
Крест: главный символ христианства
С Богом!
Крест Христов составляет Его страдания, искушения и убиение. Он не возлагает на нас Своего великого креста, но заповедует только взять каждому свой собственный, т.е. быть готовым перенести столько страданий, искушений, внешних, внутренних, сколько на каждого в отдельности наведет...
Не наше дело предназначать себе жребий: наш долг уметь принимать тот, который Господь нам назначает. И Христос не избирал, и не умножал Себе страданий, а принял те, какие предоставила Ему премудрость, правда и судьба Отца Его. Кольми паче нескромная и потому ненадежная была бы дерзость обрекать себя на многое трудное нашей немощи, не могущей и малое, и легкое понести без внешней помощи. Потому-то Господь не говорит: да умножит себе страдания, да распнет сам себя, но: «возьми крест свой». Что такое взять крест? Не избегать скорбного посещения; не упорствовать против него; быть в готовности принять его; кротко дать себя вести, как овча на заколение, по образу Агнца и Пастыря Христа; если нужно, пострадать за правду, если такова воля Отца Небесного.
Но всякого такого крестоносца должно утешать и ободрять уже то, что он не одинок на своем крестном пути: он идет за Христом, Христос близ него, впереди него и всегда готов помочь ему в трудную минуту» (святитель Филарет Московский).
Ну если мы поклоняемся не кресту, то почему в вечернем молитвенном правиле есть молитва кресту, со словами "радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень"? Почему к нему обращение идет как к одушевленному предмету? Как это понимать?
Это лишь форма обращения ко Христу, с особенным воспоминанием о Его крестном страдании. Вне памяти о Боге, Его смерти и воскресении, молитва Кресту теряет всякий смысл.