Вопрос читателя:
В Библии сказано, что Христос жил на небе до Своего воплощения, и что Он и Бог Отец одно. Значит ли это, что и Христос является соучастником и организатором массовых убийств невинных народов, уничтоженных евреями в ветхозаветные времена по приказу Бога любви?
Александр
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Александр!
В Православном понимании Бог един в трёх ипостасях, лицах - Отец, Сын, Святой Дух. Христос, как, впрочем и Бог, никогда не «жил на небе». Бог — это Дух, и «обитает» Он везде. Просто, в силу повреждённости нашей природы, мы не можем Его видеть. Мы видим лишь проявления Божественной природы в нашем, тварном, мире. Какие? Например, чудеса, которые случаются с нами в ответ на искреннюю к Нему молитву.
Представления Ваши о том, что Бог лично убивает невинные народы, сродни представлению о том, что Он «живёт на небе». То есть они также нелепы.
Бог, Который есть Любовь, никого не карает. Люди, дорогой Александр, обладают даром Божиим — свободной волей. И по своей свободной воле евреи боролись за свои земли, уничтожая другие народы. Важно понимать, что Ветхозаветная история — это история перехода от поклонения идолам, к почитанию Единого Бога. А пришествие в мир Бога Сына произошло, дабы падший в грех человек получил спасение во Господе и с Господом.
Что касается кровавых сюжетов, которыми изобилует Ветхий завет, то причина жестокости – не в Боге, а в людях, которые настолько удалились от своего Создателя, что сделали убийство, блуд, извращения, детские жертвоприношения и другие мерзости частью своей повседневной жизни.
В ветхозаветном законе мы встречаем много наказаний за преступления против ближнего, которые кажутся нам чрезмерно жестокими. В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь? Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.
Спаси Вас Господь!